Туристская инфраструктура региона. Подходы и оценка туристской инфраструктуры. Понятие туристской инфраструктуры

Туристическая инфраструктура - это совокупность предприятий, учреждений и заведений, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей людей, участвующих в оздоровлении или отдыхе, а также путей сообщения и транспорта и объектов размещения туристов, обеспечивающих условия стабильного функционирования. Мы рассматриваем ее целостной системой, которая состоит из двух подсистем: социальной и производственной, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены относительно обслуживающего субъекта. В свою очередь инфраструктура определенной мерой формирует туристические регионы, способствует туристической специализации и профиля хозяйствования, ведь благодаря наличию инфраструктурных связей между отдельными объектами определяют качество обслуживания на той или иной территории .

Инфраструктуру отдельного территориально-туристического сочетания исследователи М. Рутинський и А. Стецюк рассматривают в таком сочетании услуг:

По перемещению туристов (и в пределах региона посещения, и транзитным проездом его территории) различными видами транспорта;

Гастрономические(обеспечение туристов питанием);

Экскурсионные (услуги экскурсоводов, переводчиков, сопровождающих групп);

С удовлетворением познавательных, развлекательных и бытовых интересов;

Торговых предприятий;

Юридических, банковских и страховых учреждений;

Контрольно-административных органов (пограничных, таможенных, милицейских служб, ОВИР и др..).

Развитие социальной инфраструктуры должно отвечать высоким стандартам обслуживания, ведь турист, удаленный от постоянного места жительства и максимально освобожден от повседневных забот, требует эффективного обслуживания в свободном времяпровождение. Здесь важное место принадлежит заведениям размещения туристов, общественному питанию, бытовому обслуживанию. Именно они могут создавать качественные параметры личного потребления человека.

Система общественного питания образуется за счет ресторанов разного класса, баров, кафе и столовых, пунктов быстрого приготовления пищи и самообслуживания.

Важное место в предоставлении услуг занимают объекты размещения туристов. К основным таким учреждениям относятся гостиницы и аналогичные заведения, коммерческие и социальные учреждения размещения и специализированные учреждения размещения.

Заведения размещения туристов - это любые объекты, где туристам предлагают место для ночлега. По сути размещения туристов считают важнейшим сегментом туризма. Ведь комфортность таких объектов влияет на качество обслуживания. Основными заведениями размещения туристов гостиницы, мотели, турбазы, а все остальные - дополнительные. Отели - самый распространенный тип размещения туристов. Туристические потоки напрямую зависят от уровня их развития и качества услуг, которые они предоставляют. Качество мест проживания и обслуживания зависит прежде всего от обслуживающего персонала, а также материально-технической базы и предложенного сервиса.

Кроме коллективных средств размещения, к которым относятся гостиницы и аналогичные заведения, а также специализированные учреждения, на туристических маршрутах могут предлагаться и индивидуальные средства размещения - квартиры, коттеджи, особняки, где турист может поселиться на правах аренды или даже бесплатно (у родственников).

Гостиничный бизнес является самостоятельным экономическим явлением. В развитии туризма он занимает надлежащее место, начиная с 90-х годов XIX в., Когда начали строить гостиницы для размещения отдыхающих. Сначала, как и сам отдых, они были сезонными. Но когда начал развиваться транспорт, уровень жизни стал выше, а курортно-туристические места - круглогодичный, отели тоже перешли на постоянное функционирование. Это обусловило определенные трудности для наполнения таких объектов, поэтому администрации начали использовать свои помещения для проведения конференций, съездов, различных совещаний и т.д.. Для удобства гостиничного бизнеса созданы гостиничные цепи - интегрированные цепи из однородных отелей и гостиничные консоциумы, объединяющие независимые гостиницы. Интегрированные гостиничные цепи продают однородные услуги. Все гостиничные цепи имеют соответствующие названия и знаки. Больше интегрированных цепей находится в США, а в Европе - во Франции.

В современных условиях, благодаря использованию телекоммуникационных технологий и электроники, созданы компьютерные системы бронирования мест. Качественные изменения произошли в системе приобретения турпродукта: потребитель может сам составить тур-пакет, забронировать билеты и место в гостинице и путешествовать лично составленному маршруту.

В туристической инфраструктуре весомым сегментом считают транспортную систему, сформированную из дорожной сети, транспортных средств, устройств. Дорожно-транспортная сеть в туристических регионах преимущественно комплексная, ведь здесь существуют многоцелевые связи - производственные, трудовые, туристические, созданные на основе железнодорожных, автомобильных, водных, воздушных дорог.

Важная составляющая туристической инфраструктуры - железнодорожный транспорт, удобный в перевозке любых категорий туристов, начиная от одиноких туристов и заканчивая специально организованными туристско-экскурсионными поездами местного и дальнего сообщения. Железная дорога уже более полутора веков участвует в развитии туризма, формировании туристических пассажиропотоков.

На современном этапе железные дороги функционируют в более чем 140 странах мира. Крупнейшие из них - Транссибирская (Москва - Владивосток) - 9332 км, Трансазиатская (Стамбул - Тегеран - Дели - Дакка - Ситтачонг) - свыше 7 тыс. км; Трансканадская (Принс - Эдмонтон - Квебек) - 4,9 тыс. км; Трансамериканская (Сан-Паулу - Ла-Пас - Антофага-ста) - более 3 тыс. км и др..

Дальнейшее развитие железнодорожного транспорта с целью усиления его значение в формировании туристических пассажиропотоков должен развиваться по следующим направлениям:

Прокладка высокоскоростных магистралей;

Повышение комфортности вагономест к гостиничному уровню;

Организация специальных туристических поездов на железнодорожном транспорте.

Введение Супербыстрых поездов с повышенной комфортности является крайне необходимым мероприятием, чтобы можно было выстоять в конкуренции за современного требовательного туриста-путешественника. Первый такой поезд - шинксансен (шар-поезд) построено в Японии (1964 г.).

На коротких дистанциях, а также на экскурсионных маршрутах, серьезно конкурируют с железнодорожным транспортом автомобильные перевозки. Роль автотранспорта, перевозящего туристов безрейсовимы, но добротной дорогами, очень весома. Особенно он удобен для перевозки туристов на незначительные расстояния.

Автомобильный транспорт особую популярность среди туристов мира приобрел в период между двумя мировыми войнами. Этому способствовали не только увеличение количества автомобилей, но и открытие сети заправок, мастерских по их ремонту, организованных стоянок. Осуществляли реконструкцию старых и строительство новых дорог. В 1937 г. в мире насчитывалось 40 млн автомобилей. За последние 70 лет их количество увеличилось почти в 20 раз. Протяженность автодорог достигла около ЗО млн км, а протяженность автострад, специально строят для скоростного сообщения, также постоянно растет. Например, в США при общей протяженности автомобильных дорог 6370 тыс. км автострады составляют 73,1 тыс. км, Японии согласно - 1153 и автострад 53,3 тыс. км, Франции - 974,0, в том числе автострад - 7,9 тыс. . км, Германии-656, 0, в том числе автострад 11,1 тыс. км,

Автобусный туризм, в частности международный, является относительно молодым. Он основан в 70-х годах XX в. После обострения конкуренции между железнодорожными и автобусными компаниями было создано объединение автобусных перевозчиков - Совет "Евролиний" ("Еиrolines"), которое объединило 33 европейские страны. После подписания Шенгенского соглашения среднегодовой рост автобусных перевозок составил 1,5% бв. Особенно популярными стали международные туры выходного дня городами Европы. Автобусные туры продолжаются в течение года, поскольку на его развитие меньше влияют климатические условия.

Автобусные перевозки осуществляют и на собственных автобусах туристических фирм, а также на арендованных автобусах в независимых автотранспортных предприятий.

Прокат автомобилей очень популярен, в частности в культурно-оздоровительных центрах, где работают автопрокатные конторы. Аренда автомобиля может даже входить в пакет услуг.

Одним из самых дешевых способов перевозки пассажиров-туристов специалисты считают водный транспорт, осуществляют с помощью пароходов, паромов, катеров. Очень популярен среди туристов круизный отдых, спрос на который постоянно растет. Географию морских перевозок пассажиров определяет не сеть путей, как это характерно для автомобильного и железнодорожного транспорта, а расположение портов, морских каналов, задействованных в круизные маршруты. Важнейшими каналами мира является Суэцкий (длиной 161 км), Панамский (82 км) и Кильский (99 км). Всего в мире насчитывается 2 тыс. морских портов. На бассейн Атлантического океана приходится более 3/5 общего количества портов, отличаются также порты бассейна Тихого океана.

Продолжительность круизных путешествий различна: от 7 до 14 дней и более.

Растет массовость воздушного, авиационного транспорта. Благодаря ему сокращаются сроки поездки, растут краткосрочные туры на большие расстояния. Сейчас в мире насчитывается более 1300 авиакомпаний. В среднем ежегодно на авиарейсах перевозят 1500000000 человек. В обслуживании международных воздушных сообщений участвует более 1 тыс аэропортов. Самыми популярными авиакомпаниями среди международных пассажиров-туристов считают американские "Delta Airlines", "Pan American", "United", французский "Air France", немецкий "Lufthansa", британскую "British Airways" и др..

Формы взаимодействия туристических фирм с авиакомпаниями происходят с помощью:

Бронирование мест и выкупа авиабилетов через агентства авиакомпаний, бронирование мест и выкупа авиабилетов через системы бронирования;

Договоров с авиакомпаниями на квоту мест на регулярных авиалиниях;

Заключение агентских соглашений и работы агентства по продаже авиабилетов для своих туристов;

Организации чартерных рейсов для туристических перевозок .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика экологических условий и культурно-исторического потенциала Северо-Западного региона. Производственная составляющая туристской инфраструктуры. Средства размещения туристов, деятельность предприятий питания. Развитие индустрии развлечений.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2012

    История туризма как отрасли сферы обслуживания. Экономика туризма и специфика его развития в РФ. Экологическая составляющая в туристской отрасли. Мировые эколого-туристские ресурсы. Экологическое проектирование в туризме. Природоохранные объекты в Европе.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2016

    Состояние нормативного и правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Особенности туристской инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма. Основные направления и механизмы решения задач развития отрасли. Оценка рисков.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2011

    Классификация объектов туристской инфраструктуры в Юго-Восточной Азии; их обеспечивающая, интеграционная и регулирующая функция. Развитие транспортной сферы региона: наземный, водный и воздушный транспорт. Средства размещения и развлечения гостей.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2012

    Факторы, влияющие на развитие туризма в Таиланде. Индексу конкурентоспособности сектора путешествий и туризма страны. Динамика прибытий в Таиланд и доходов от туризма. Распределение туристов по территории страны. Транспортная инфраструктура Таиланда.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Деятели, жившие или родившиеся в Брянской области. Состояние туризма в регионе. Численность туристов и доходы от туристской отрасли. Организации, учреждения и туристские компании, организующие туристскую деятельность. Рекреационные ресурсы региона.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2010

    Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма, современное состояние туристской инфраструктуры и подготовка кадров. Основные направления и механизмы решения задач перспектив развития сферы туризма, повышение качества туристских и сопутствующих услуг.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2010

    Анализ туристско-рекреационного потенциала Южной Америки с целью организации маршрутов для российских туристов. Состояние туристской инфраструктуры и состояние рынка выездного туризма в этом регионе. Разработка туров в направлении Бразилия и Чили.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2013

Под инфраструктурой туризма понимается комплекс сооружений,

инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуника-

ционной связи, дорог, смежных индустрии туризма предприятий, обес-

печивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их

надлежащее использование в целях туризма, обеспечение жизнедея-

тельности предприятий индустрии туризма и собственно туристов.

Это – и автомобильные и железные дороги, вокзалы и терминалы,

системы регулирования дорожного, воздушного, речного и морского движения, системы теплоснабжения, электрические и телефонные се-

ти и другое. Развитие инфраструктуры туризма – важный этап плани-

рования процесса освоения и использования туристских ресурсов.

Как ни привлекателен был бы туристский ресурс, его привлекатель-

ность и эффективность в значительной мере зависят от возможности

свободного доступа к нему потребителя – туриста. Если к природному

ресурсу нет дороги или тропы, то массовое посещение объекта стано-

вится затруднительным или нередко невозможным. Поэтому водопад

Анхель в Венесуэле, самый высокий в мире (высота падения воды

1014 м), посещаем туристами относительно редко, поскольку к нему

нет дорог, нет площадки для посадки самолетов. До этого уникального

природного объекта туристского интереса можно добраться с большим

трудом на лодке по бурной реке Корона.

Кроме того, просто доступа мало, массовый турист требует и доста-

точно комфортных условий своего пребывания в месте посещения. На-

пример, общепринятый стандарт в системе гостеприимства предусмат-

ривает размещение туристов в двухместном номере с удобствами (ту-

алет, душ / ванна, горячая вода).

Туристические ресурсы – совокупность природных и антропогенных (экономические, финансовые, культурно-исторические, трудовые, социальные, производственные) объектов и явлений, которые при существующих технических и материальных возможностях могут быть использованы для организации туристской деятельности.

Гостиничная индустрия и система (общественного) пита-

Размещение – самый важный элемент туризма. Нет размещения –

нет туризма. Это непреложное и жесткое требование экономики любо-

го туристского региона или центра, жаждующего получения твердых

и больших доходов от приема туристов и эксплуатации своих туристс-

ких ресурсов.

Гостиничная индустрия – суть система гостеприимства. Она исхо-

дит из древнейших традиций, присущих практически любой общест-

венной формации в истории цивилизации человечества – уважения

гостя, торжества его приема и обслуживания. гостю всегда и у всех на-

родов предоставляется все лучшее. В понятие гостеприимства истори-

чески неизменно и обязательно входят кров и пища, т. е. услуга разме-

щения и питания.

Средства и системы размещения – основные средства – здания раз-

личных типов и видов, приспособленные специально для приема и ор-

ганизации ночевки временных посетителей с различным уровнем сер-

Количество коек в гостиничной сфере – самый главный показатель,

используемый для оценки потенциала туристского центра ил региона

для приема туристов. Количество мест в гостиницах четко определяет

емкость средств размещения и реальную возможность приема турис-

тов в данном туристском центре. Показатель интенсивности загрузки

номерного фонда дестинации адекватно определяет эффективность

деятельности местной администрации и организаторов туризма. Нера-

вследствие неразберихи, даже оплатившие ночевку заранее, останутся

на улице, что нередко и происходит. Это серьезный минус в работе

администрации.

Сегодня индустрия гостеприимства – это мощнейшая система хо-

зяйства региона или туристского центра и важная доходная составляю-

щая экономики дестинации. Индустрию гостеприимства в части разме-

щения: отели, гостиницы, пансионы, алькасары, парадоры, мотели, мо-

лодежные хостели и общежития (дормидории), апартаменты, турист-

ские хутора, дачи, сельские домики, а также частный сектор, активно

участвующий в размещении туристов.

1. ИНДУСТРИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ТУРИСТОВ

1.1. Классификация средств размещения туристов

Средствами размещения туристов являются любые объек-ты, которые предоставляют туристам эпизодически или регулярно место для ночевки (обычно в помещении). В качестве дополнительных условий принимается:

а) общее число мест ночевки превышает некоторый минимум,

б) объект размеще-ния имеет руководство,

в) управление объектом строится на коммерческой основе.

В состав коллективных средств размещения туристов вклю-чаются гостиницы и аналогичные заведения, специализиро-ванные заведения, прочие коллективные средства размещения туристов.

Из основных признаков гостиниц следует отметить прежде всего наличие номеров. В зависимости от особенностей уп-равления гостиницы могут представлять собой обособленные предприятия или образовывать гостиничные цепи. Примера-ми развитых гостиничных целей являются гостиницы Аккор (Франция), Холидей Инн (США), Форте (Великобритания), Шератон (США). Гостиницы предоставляют перечень обяза-тельных услуг: уборку номера, ежедневную заправку постелей и уборку санитарного узла, а также обширную номенклатуру дополнительных услуг.

Таблица 1.

Стандартная классификация средств размещения туристов Рекомендации по статистике туризма / ООН. Всемирная туристическая организация. - Нью-Йорк, 1994 г.

Категории Разряды Группы
1.Коллективные средст-ва размещения туристов 1.1 Гостиницы и анало-гичные средства разме-щения туристов

1.1.1. Гостиницы

1.1.2. Аналогичные заве-дения
1.2. Специализирован-ные заведения 1.2.1. Оздоровительные заведения 1.2.2. Лагеря труда и от-дыха 1.2.3. Общественные средства транспорта 1.2.4. Конгресс-центры
1.3. Прочие коллектив-ные заведения 1.3.1. Жилища, предназ-наченные для отдыха 1.3.2. Площадки для кем-пинга 1.3.3. Прочие коллектив-ные заведения
2.Индивидуальные сред-ства размещения тури-стов 2.1. Индивидуальные средства размещения 2.1.1. Собственные жи-лища 2.1.2. Арендуемые ком-наты в семейных домах 2.1.3. Жилища, арендуе-мые у частных лиц или агентств 2.1.4. Размещение, пре-доставляемое бесплатно родственниками или зна-комыми 2.1.5. Прочее размеще-ние на индивидуальной основе

В зависимости от конкретного оборудования и особенно-стей предоставляемых услуг в составе гостиниц различают го-стиницы широкого профиля, гостиницы квартирного типа, мо-тели, придорожные гостиницы, курортные гостиницы, клубы с проживанием и пр.

Группа заведений, аналогичных гостиницам, обладает номерным фондом, предоставляет перечень обязательных услуг, Таковы пансионы, меблированные комнаты, туристские общежития и т.п.

Специализированные заведения (с единым руководством) также предназначены для обслуживания туристов. Они не имеют номеров. Здесь исходной единицей может быть жилище, коллективная спальня, площадка. Кроме предоставления места для ночлега туристам, заведение может осуществлять и другие виды деятельности. Примерами таких специализированных заведений служат оздоровительные заведения (здравницы, курорты, санатории, оздоровительные «фермы» и пр.), лагеря, средства размещения в общественных видах транспорта (поезда, суда), в конгресс - центрах.

Функция предоставления мест для ночевки в здравницах, в санаториях, на курортах является не главной. Прежде всего, необходимы лечение и профилактика заболеваемости приезжающих с привлечением естественных факторов (климат, море, минеральная вода и пр.). Материальные и духовные влияния на человеческий организм включают устранение привычных условий труда и отдыха, обогащение приезжающих новыми впечатлениями. Наряду с лечением организуется питание, отдых, спорт, быт и, естественно, ночевка проживающих.

Прочие коллективные средства размещения включают, преж-де всего, жилища, предназначенные для отдыха. Примерами этой группы средств размещения служат гостиницы квартир-ного типа, комплексы домов или бунгало. Эти помещения име-ют единое управление, сдаются за плату, в аренду, бесплатно любым лицом (лицами) или организацией. Ирландский совет по туризму, например, предусматривает следующую организа-цию комплекса домов для отдыха. Комплекс включает не менее девяти построек, в одной из них находится контора. Построй-ки являются долговременными сооружениями, с отдельными входами, в хорошем эксплуатационном состоянии. В каждом доме находится помещение для сна, обеда, отдыха, склад, ванная и туалеты с соответствующим оборудованием. Предусмот-рено использование пространства вне дома. Каждое средство размещения подготавливается и убирается для каждого нового постояльца. Услуги по текущей уборке постелей и помещения клиенту не оказываются. В состав прочих коллективных средств размещения входят объекты (с единым управлением) на площадках для кемпин-гов, в бухтах для малых судов. Клиенту предоставляется ночевка и ряд услуг типа информационных, торговых, досуговых..

Туристские общежития, молодежные гостиницы, школьные и студенческие общежития, дома отдыха для престарелых и аналогичные объекты социальной значимости следует также считать прочими коллективными средствами размещения.

Индивидуальные средства размещения предоставляются за плату, в аренду, бесплатно. Сюда включаются жилища (квар-тиры, коттеджи, особняки), которые арендуются поочередно членами домохозяйства (тайм - шеринг).

Особое значение при производстве туристской услуги имеет инфраструктура туризма. Рассмотрим более подробно ее состав и функции.
Классической триадой туризма принято считать: транспорт - приют - развлечение. Организация услуг по этим направлениям остается главным в деятельности туристических организаций.
Непосредственно туристские организации производят, в основном, информационные услуги (экскурсионные, рекламные и пр.) Остальные же услуги, входящие в состав туристского продукта, производят предприятия инфраструктуры туризма. По определению, принятому Государственной Думой Российской Федерации, инфраструктура туризма — это «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, представляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков».
Таким образом, инфраструктура туризма — это группа производств, обеспечивающих пассивный туристический баланс. Ее наличие свидетельствует, как правило, об уровне развития национальной промышленности и высоком уровне доходов на душу населения.
С развитием туризма возникает новая, весьма динамичная форма потребительского спроса, которая связана с перемещением потребителя с места постоянного жительства. Спрос этот касается целого комплекса товаров и услуг. Удовлетворение любого спроса требует производства соответствующих продуктов. С точки зрения экономики туризм создает новую форму потребления и обуславливает появление соответствующей ей сферы хозяйственной деятельности. Туристское хозяйство состоит из взаимно дополняющих друг друга секторов, которые могут удовлетворить спрос туристов лишь в комплексе.
Предприятия, занятые производством туристских услуг и товаров, рассматриваются как отдельный сектор экономики. Инфраструктура туризма имеет собственные ресурсы: природные, рекреационные, производственные фонды-предприятия обслуживания, кадры, а также связи с другими секторами экономики. Инфраструктуру туризма в настоящее время характеризуют самые высокие темпы роста среди производственно-хозяйственных межотраслевых комплексов.
В 1950 году число туристов во всем мире составило 25 млн человек, а оборот предприятий инфраструктуры туризма составил 2,1 млрд долларов США, в 1990 году эти показатели составили соответственно 363 млн человек и 150 млрд долларов США, в 1999 годы эти показатели выросли в полтора раза. На международный туризм приходится сегодня 6-7% международного торгового оборота. Сейчас оборот предприятий инфраструктуры туризма равен размеру валового национального продукта Японии и составляет свыше 3 трлн долларов США. За исторически короткий период, прошедший после окончания второй Мировой войны, инфраструктура туризма превратилась в один из крупнейших секторов мирового хозяйства. Это произошло в результате воздействия ряда факторов: роста доходов населения, в частности, той части, которую можно употребить сверх удовлетворения потребностей первой необходимости и на удовлетворение рекреационных потребностей; растущей урбанизации и ухудшения экологической ситуации в городах; роста массива свободного времени; развития транспортных средств; увеличения доли международной торговли в хозяйственном комплексе; развития международного разделения труда.
Материальная основа международного туризма представляет собой важный элемент международных экономических отношений. Она создает необходимые условия для осуществления деловых и профессиональных контактов, неуклонное расширение которых обусловлено объективным процессом интеграционных процессов мирового сообщества. Обеспечивая размещение, питание, отдых, информационное и транспортное обслуживание представителей деловых и научных кругов, инфраструктура туризма способствует нормальному функционированию механизмов международного экономического и научно-технического сотрудничества развитых стран.
Наряду с удовлетворением рекреационных потребностей населения и обеспечением притока в страну иностранной валюты от обслуживания зарубежных посетителей, инфраструктура туризма часто выступает в качестве катализатора хозяйственного освоения экономически менее развитых районов. Входящие в нее предприятия позволяют вовлекать в хозяйственный оборот непригодные для использования другими отраслями природные ресурсы и созданные человеком объекты. Кроме того инфраструктура туризма расширяет сферу приложения труда, влияет на развитие экономики и способствует улучшению условий жизни местного населения.
Материальную основу туризма в широком смысле образует сложный комплекс отраслей, подотраслей и видов деятельности материального производства и социально-культурного сервиса и туризма, которые либо непосредственно удовлетворяют различные потребности туристов, либо создают необходимые для этого условия. Из всех входящих в ее состав предприятий лишь относительно небольшая часть специализируется на производстве товаров и услуг, предназначенных исключительно для личного потребления туристов, в то время как большинство из них удовлетворяют еще и потребности местного населения и способствуют росту туристского потребления косвенно. Таким образом, для удовлетворения разнообразных потребностей туристов необходимы товары и услуги большого числа предприятий и производств, не связанных между собой технологически. Одни обслуживают преимущественно туристов, вторые — туристов и местное население, а третьи обеспечивают функционирование первых и вторых. Смешанные функции этих предприятий делают невозможной их четкую, формальную организацию в рамках единой отрасли хозяйства. Вообще предприятия можно разделить на «туристские» и «нетуристские» приближенно, что позволяет лишь относительно установить границы отрасли, а отсюда определение доходов инфраструктуры туризма значительно затруднено, а диверсифицированность доходов затрудняет точный подсчет поступлений от туризма.
Приведем перечень предприятий, способствующих производству туристского продукта (Таблица 16).

Это далеко не полный перечень, ибо туристскую инфраструктуру формируют косвенно предприятия морского, речного, авиационного, городского транспорта, дорожные и городские коммунальные службы, организации связи, торговли и пр.

Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает определение объектов туристской индустрии: это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, различных познавательных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

В индустрии туризма можно выделить следующие четыре сектора.

  • 1. Сектор «Размещение». Это совокупность средств размещения - гостиниц, кемпингов, общежитий.
  • 2. Сектор «Питание» - рестораны, столовые, кафе, предприятия питания на транспорте.
  • 3. Сектор «Транспорт» - транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.
  • 4. Сектор «Познавательные объекты». В этот сектор входят:
    • -архитектурные сооружения
    • -природные объекты - колодцы, горы, водоемы (реки, пруды), рощи;

Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположены вместе.

Можно выделить две группы средств размещения: коллективные и индивидуальные. Коллективные средства размещения подразделяются на три группы:

  • -гостиницы и их аналоги (мотели, клубы с проживанием, меблированные комнаты);
  • -специализированные средства размещения (кемпинги, наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения);
  • -прочие средства размещения (комплексы домов и бунгало, палаточные городки для туристов).

Гостиницу можно определить как объект, состоящий из номеров, число которых превышает некоторый минимум (7-10); в соответствии с услугами и стандартами страны гостиницы разделяются на классы и категории, имеющие единое руководство и предоставляющие различные гостиничные услуги.

Основным признаком гостиницы следует назвать наличие в ней номеров. Существует много классификаций гостиниц в зависимости от различных критериев классификации. По качеству и количеству предоставляемых услуг самой распространенной является французская, или звездная. Индивидуальными средствами размещения являются квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые внаем.

Туристы, отправляющиеся в поездки, пользуются услугами предприятий общественного питания. Это могут быть:

Рестораны, кафе, закусочные общедоступной сети или столовые в домах отдыха, мотелях, кемпингах и пр., в которых готовится еда для посетителей. Ассортимент блюд здесь отличается от предлагаемого в кафе и ресторанах.

Туристам, отправляющимся в туристическую и экскурсионную поездки, необходимо использовать различные средства транспорта для достижения пункта прибытия. Средствами используемого транспорта могут быть: авиационный, железнодорожный, автомобильный (автобусный), водный (речной, морской) транспорт, другие его виды. В экстремальном и экологическом туризме практикуются пешие перемещения на определенной части маршрута, от одного пункта до другого. Это, с одной стороны, добровольно взятые на себя трудности, с другой стороны, тот факт, что многие объекты - вершины священных гор, пещеры - труднодоступны для большинства или всех средств транспорта.

Инфраструктуру туризма можно понимать как систему объектов и организаций обслуживания туристов и экскурсантов (исторические и архитектурно-познавательные объекты; перевозки, размещение, питание). Туристская инфраструктура включает коммуникации, средства связи, системы поставки и очистки воды, отопления и кондиционирования воздуха, источники энергии.

В туризме поездка в достаточно удаленный город или район, посещение музеев и выставок будет считаться выездом за пределы обычной среды. Очевидно, что понятие обычной среды различается по странам и может различаться для людей разной мобильности, социального и имущественного положения, мировосприятия и мотивации поездок.

В последние годы из-за отсутствия централизованного финансирования бывшие советские турбазы были вынуждены перейти на самоокупаемость, а с открытием российских границ бывшие любители внутреннего туризма отправились интенсивно осваивать зарубежные маршруты. Наступил спад спроса на активный туризм внутри страны. Почти полностью разрушилась мощная система планового туризма, закрылись многие турбазы, прекратило свое существование большинство организованных маршрутов, руководители регионов перестали оказывать поддержку этому направлению туризма.

Тем не менее, на этом неблагоприятном фоне некоторые туристические компании продолжали специализироваться на организации активного отдыха семей с детьми, пытаясь удержаться «на плаву» и сохранить своего редкого клиента в надежде на перемены к лучшему. По всей видимости, эти времена наступают. Об этом свидетельствуют и многочисленные программы и маршруты, регулярно разрабатываемые ведущими операторами.

Не случайно и сейчас, и в ближайшем будущем нет никаких оснований говорить о сильной конкуренции турфирм или отдельных регионов - этот сектор рынка развивается достаточно динамично. Многие, в основном недорогие программы туроператоров строятся на регулярной основе и реализуются не отдельными сегментами, как это практиковалось ранее, а полными турпакетами, включающими проезд, трансферы, питание, активную часть, услуги гида, прокат необходимого снаряжения и личной экипировки.