Железная дорога вдоль моря. Черноморская железная дорога: Туапсе – Сочи – Ново-Сенаки. Районы Краснодарского края

Карта Черноморского побережья России интерактивная онлайн
(Карта подробная. Для изучения необходимой области воспользуйтесь функциями увеличения и уменьшения или уменьшения карты прямо в интерактивном окошке ниже)

Спутниковая интерактивная карта Черноморского побережья России
(Используйте знак + для увеличения карты)

Карта Черноморского побережья физическая

Славное Черноморское побережье, а точнее, та его часть, что принадлежит России, протянулось от самого Керченского залива до прекрасной Абхазии, и составляет в длину примерно 400 километров.

Узенькую полоску между гостеприимным Чёрным морем и красивейшим Кавказским хребтом, люди еще часто называют красивым именем «Российская Ривьера», потому что тут бодро и жизнерадостно отдыхает все население нашей родины.

Россияне любят такой вот отдых, среди своих, русских людей, это вам не какая-нибудь дальняя страна, где люди разговаривают на иностранном языке, что многим из россиян не понятен и чужд их музыкальному уху. На побережье всегда можно подобрать себе пляжик на любой вкус – то ли песчаный, то ли галечный. Везде ощущается русский дух, который на всем побережье славного Черного моря неистребим! Всюду – русская речь, русские лица! Еще можно полазить по горам и скалам, которых тут в изобилии, и что особенно приятно — местные жители всегда рады гостям.

Туры на поезде на Черное море: города, курорты, маршруты и достопримечательности. Что нужно знать о турах на поезде на Черное море. Туроператоры.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Ещё во времена Российской империи была известна целебная сила курортов черноморского побережья, «на воды» съезжались жители самых дальних российских губерний, их сменили отпускники с профсоюзными путевками, затем отдых на Чёрном море стал по-настоящему массовым. Каждый год, не успевают набухнуть на деревьях почки, курортники набивают чемоданы купальниками, шортами и шлёпками и едут поправлять здоровье и настроение. Однако не всё так просто: до морского побережья ещё надо добраться, а это зачастую не самый близкий путь.

По железной дороге можно добраться практически до любого черноморского курорта, только в некоторых случаях придётся делать пересадку.

Несмотря на развитие авиасообщения, сейчас, как и десятилетия назад, многие отдыхающие предпочитают железнодорожные туры. Востребованность поездов сложно переоценить: отпускники, планируя поездку на черноморское побережье, сталкиваются с проблемой приобретения ж/д билетов. На популярные направления они расхватываются, как горячие пирожки, в течение нескольких часов после поступления в продажу. По железной дороге можно добраться практически до любого черноморского курорта, только в некоторых случаях придётся делать пересадку.

Курорты Краснодарского края

Железнодорожная сеть Краснодарского края охватывает все основные курортные города и крупные посёлки. Пути железной дороги протянулись вдоль всего берега Черного моря от Туапсе до Адлера (протяжённость основных путей составляет 2770 км); напрямую на поезде можно доехать до Анапы, Новороссийска, Сочи и многих других курортов. В летнее время перевозка пассажиров возрастает сразу в 3 раза. Если вы планируете остановиться в Анапе или Сочи, рассчитывайте, что на дорогу от Москвы в один конец у вас уйдёт примерно полтора дня, до Геленджика можно доехать где-то за день с небольшим.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография


Курорты Абхазии

Проходящая вдоль черноморского побережья железная дорога в Адлере не заканчивается, а уходит дальше в Абхазию, поэтому добраться до абхазских курортов не сложнее, чем до краснодарских.

После недавнего восстановления путей в селе Весёлое между Россией и Абхазией установлено стабильное железнодорожное сообщение, теперь туда идёт несколько прямых поездов: поезд № 305С Москва - Сухум, поезда № 579В Воронеж - Сухум и № 479А Санкт-Петербург - Сухум. Таможенный и паспортный контроль пассажиры проходят прямо в поезде (в Абхазии - на станции Цандрипш), на всё про всё уходит около 30 минут, затем поезд въезжает на территорию Абхазии. Надо заметить, что это довольно медлительный состав, по абхазской земле он движется особенно неспешно, так что у вас появится прекрасная возможность рассмотреть окружающую природу из окон поезда. Если изъясняться цифрами, то на дорогу от Москвы до Сухума у вас уйдёт около 43 часов.

Остановки на территории Абхазии: Цандрипш, Гагра, Гудаута, Новый Афон.

В течение всего курортного сезона поезда из Москвы в Абхазию отправляются каждый день, с октября их количество сокращается до одного рейса в несколько дней.

Если достать билеты на сухумский поезд не удалось, не отчаивайтесь: берите билеты на поезд до Адлера, оттуда по приезде на такси, маршрутке или автобусе доедете до границы. Там после пересечения двух постов вы окажетесь на территории Абхазии, а точнее на большой площади, где находится стоянка автобусов, маршрутных такси и частников. С нее открыты пути в любой курортный абхазский город.


В Сочи я был первый раз еще ребенком.
Хорошо запомнил дорогу туда на поезде, двое суток из - как в уже начинали ощущаться юга, как рано утром поезд нырнул в высокие Кавказские горы, петлял по ущельям, вдоль рек, уходил в тень вершин.
Иногда за окном мелькали будки охраны, с назойливыми, на миг ослеплявшими фонарями, и становилось черно как у негра в заднице - поезд нырял в туннель.
Попутчики посапывали, эхо усиливало грохот перестука колес, звенела в жестяном подстаканнике ложка. Поблескивали фольгой на столике останки распятой курицы.
Я лежал на второй полке, положив на руки подбородок, и жадно впитывал происходящее

Потом помню чудо - в районе Туапсе поезд вдруг выскакивал на побережье. Море искрилось и резало глаз, слоилась утренняя дымка, предвестник зноя.

С одной стороны нависали горы, по склонам которым цеплялись разномастные домики.

С другой расстилались пляжи, палатки, машины с тентами, щуплые фигурки усатых мужичков в чехольного вида плавках и щедрых формами баб, в мешках-подойниках на необъятных грудях.
Плескались дети, дымили костерки, радужным однопололюбным флагом пестрели спасательные круги с головами утят.
Уходили в камни волнорезы, которые облизывали набеги воды.

Я прилипал намертво, то к одному окну, то к другому.

Впитывал как губка такие непохожие на равнинный быт домики - из щитков, чуть ли не из коробок, с выносными лестницами, с сушащимися на солнце полотенцами, с вальяжно сибаритствующими на верандах

Пил запоем безумные горные реки, со своим буйным нравом, которые то журчат себе по камням, оставляя широкие прогалины в изумрудной зелени, то сразу, по паводку, заливающие стихией весь огромный бетонный арык

И конечно же море.

Я с детства поражался тому, что везде живут люди.
Я и до сих пор этому поражаюсь.

До сих пор по миру езжу чтобы изумляться и изумляться - и здесь люди живут. И здесь устраиваются, изобретают свой быт, заимствуют повадки, меняют свою сущность переселенцы.

Я смотрел на новый мне город и места, и понимал, что я еще совсем не знаю этих людей, которые тут живут, и не знаю нрав этих мест - несмотря на то, что мы в одной стране и на одном языке говорим.

Дорога спускалась порой под самый-самый берег - я страстно желал, чтобы дорога прошла так, чтобы в окно прилетели солёные брызги

Вообще, многие железную дорогу Большого Сочи, самого длинного российского агломерата (не города, а агломерата - самым длинным российским городом был и продолжает оставаться ), вытянувшегося на 145 километров, вплоть до границы с Абхазией, считают одновременно и единственной трассой, и проклятием

Потому что железная дорога идет вдоль моря практически везде, очень редко и ненадолго убегая вглубь, и тем самым нет ни одного пляжа единственного российского субтропика, где нет шанса услышать гул громыхающего мимо товарняка, стелящего цементную пыль на бронзовый загар отдыхающих

Ходили разговоры о том, чтобы как-то увести эту дорогу от побережья, но как ее уведешь?
Вон строили ветку до Красной Поляны, через горы, чтобы до Олимпийского парка легко доезжать - так и то угрохали на это такие деньги и силы, что рехнуться просто.

Ни одна долбежка туннелей сквозь горы и построение бесчисленных виадуков не компенсирует моря без железной дороги

Тут и та что есть - очень сложная, что была в построении, что ныне в обслуживании.

Я знаю, из первых источников - по странному стечению обстоятельств, руку и знания к обеспечению электрофикации данного участка пути приложила моя родительница, когда училась в университете путей сообщения, инженеры разных факультетов которого Сочи и обслуживали.

Тут и то что сделано сделать - титанический труд и дерзость.

Где-то это туннели, как под улицами и домами центральной части города

Где-то сползающие участки, где опасны камнепады и оползни.

Где-то каменистый берег, где и пройти места не хватает, не то железнодорожные пути проложить

Где-то приходится пересекать обширные горные реки - Мзымта, одна из самых широких и бурных.
Это вы не смотрите, что она еле на солнце блестит - во времена разлива весь этот арык заполняется до краев, а вода из прозрачной становится бурой и грязной - тянет за собой всё, что собрала в горах, яростно выллевывая всё в синее море, отчетливо крася его в два цвета с четкой градацией

Река Сочи (да-да, это город в честь реки, не наоборот)

Колоритнейшая река Дагомыс, у самого устья которой тесными рядами выстроена "Венеция" - узкие и высокие домики, первый этаж которых вровень с водой и с собственной пристанью.

Или не Венеция, а азиатские речные городки, как где-нибудь в - похоже ведь?

Но вообще - это я излагаю распространенные претензии, а лично ко мне они не относятся - мне напротив, очень нравится железная дорога Сочи именно в том виде, в котором она есть

Именно из-за неповторимого колорита, из-за смешения курорта и просто еще одного города для жизни, где течет своя в том числе и индустриальная жизнь

Из-за нелубочности, из-за разрывов шаблона

Да еще и из-за банального удобства - автомобильная дорога Большого Сочи не имеет, наверное, ни одного ровного участка - сплошные перевалы, повороты, карабканья вверх, при надсадно гудящем моторе, сплошные спуски на пониженных передачах.
Фуры, с трудом вворачивающиеся в крутые изгибы серпантина, стена с одной стороны, пропасть с другой.
Такая, дорога не для слабого вестибулярного аппарата.

А железная дорога идет напрямик, по наикороткому участку.

В общем-то недорогая, в целом ежель разобраться. Иногда дешевле автобуса выходит.
А еще в качестве электричек тут используются исключительно новенькие "Ласточки".

В которых не курят, есть цивильный туалет, мягкие кресла, моднейшие прибамбасы - ну просто Европа Европой

Еще и под Олимпиаду выстроили целые дворцы - вокзал Адлера это, знаете, не вокзал Адлера, а прямо целая , тем паче что и море, и горы, и пальмы недалеки от упоительно-роскошного колорита

Остановки объявляются на два языка - по русски и английски. Круто, круче только в , где в метро на трех языках - русском, английском и татарском.
По русски объявляет девушка. По английски - мужик с сумасшедшим акцентом - можно просто ездить чтобы слушать его невероятные интонации - "некст стэйшн... (пауза) Ллаао!" (это когда Лоо проезжаешь). Или - "некст стэйшн - Суочи!" (как будто с двух рук экспрессивно выкидывает игральные кости). Или - "некст стэйшн - Гуорный Вуоздух!" - произносит так, словно в этот момент в восторге распахивает навстречу гуорному вуоздуху руки.

Уч-Дере произносит так, как будто это мудрый дервиш, теребя бороду, рассказывает отроку какую-то восточную притчу.
А мое самое любимое - Дагомыс. О-о, это надо слышать. Делает после "некст стейшн" паузу, а потом так презрительно, по слогам - Да-го-мысс - наверное точно таким же тоном кавказские актеры произносят на сцене монологи Гамлета или оглашают приговор деревенских старейшин - "ты украл у Гиви барашка, и теперь, по закону гор, ты будешь... Да-го-мысс!..."

На станции Дагомыс, когда не проедешь, в одной и той же позе скучает солдатик.
К Олимпиаде обзавели каждую станцию урнами для раздельного сбора мусора.

Подъемники для инвалидов, кнопка вызова для лифтеров этого агрегата

Европа-Европа, блин.

Хотя есть и моменты, которые не Европа-не Европа - во первых, в несезон весьма скудное расписание - днем целые многочасовые провалы.
Приехал куда-нибудь - бабах, и завис.
И ладно еще если завис на нормальной станции, а если в наискучнейшем Олимпийском парке, так туши свет

А еще - народ каждый день мотается в Центральный Сочи на работу, каждый день проходя знаменитый, известный лично и по советским открыткам каждому знаменитый Сочинский вокзал в пальмах, с башней со знаками Зодиака

В часы пик поезд набивается так, что сидишь друг у друга на головах.

А еще - можно усадить народ в новый поезд, но культурный уровень контингента остается прежним - поезд проезжает безумной красоты места, за окном искрится море - счастье хоть иногда побывать в этом великолепии, не то что знать прикуп, и жить в Сочи постоянно

Но море местным уже надоело, они его не видят, а по вагону несутся громкие - у южан не принято снижать тон - разговоры, о том как Витя трахнул Люсю, о том, как в поликлинике делали клизму, и вышли почему-то не коричневые какушки, а слегка с зеленоватым оттенком и жировыми лужицами - сочувствующие тут же подключаются - да-да, у меня тоже так же, сперва реденьким какала, с шкурками помидорок, а сегодня почему-то тверденьким, с жировой лужицей и без помидорных шкурок.
Горячие абхазские джигиты громко слушают кавказский попс-армагеддон, каждый орёт в телефонную трубку, младенцы истошно вопят, до блевоты противно сюсюкающие тетеньки тычут им в лицо толстыми пальцами, отчего те вопят еще громче и отчаянней. ("Убе-е-е-ейте меня-я-а-а!...")

Эх люди-люди-человеки - каждый день жить и бытовать в одном из прекраснейших мест земного шара, и совершенно этого не ценить.
Как там недавно в интервью я делился , на вопрос случалось ли со мной что-то сверхестественное, чудесное и необъяснимое - я думаю сверхъестественное и необъяснимое происходит с нами каждый день, и тут скорее вопрос – а умеем ли мы видеть чудеса? Достаточно хлесткий и вместе с тем меткий сюжет был в «Южном парке», где Христос пришел второй раз на землю, но его никто не замечает. Видят, но не придают ему значения. Все так заняты своими делами, скорбят о прошлом или тревожатся о будущем, что не замечают чуда, которое происходит прямо здесь и прямо сейчас.

С чудесами и необъяснимым также – насколько мы умеем отключать излишне рационализаторскую голову и включать сердце и детское любопытство. Что для нас важнее – быть правым в споре или быть счастливым?

В 1912-м году на Юге России было создано акционерное общество для постройки Черноморской железной дороги от Туапсе до станции Ново-Сенаки (Грузия). С этого же года начали производить работы по постройке железнодорожного полотна, мостов через реки и тоннелей. Предварительная стоимость проекта исчислялась в 70 миллионах рублей.


Прибытие первого поезда в Сочи. 1917 г.

В первую очередь строилась дорога до Сочи. На этом участке строительством руководил талантливый инженер В.К. . В связи с большим разнообразием тоннельных, берегоукрепительных и других сложных работ были приглашены бельгийские и французские специалисты. Для строительных работ были закуплены два мощных паровых экскаватора марки «Бьюсайрус», которые в 1914 году доставили морем из США. Прокладку путей в скальном грунте и строительство тоннелей часто производили с помощью мощных взрывов. В строительстве полотна дороги, мостов и тоннелей принимали участие тысячи рабочих, в основном из русских сельскохозяйственных губерний, где была безработица. Все придорожные земли, которые находились в частной собственности, были выкуплены государством у владельцев. Управление дороги располагалось в Сочи.

Изучая материалы сочинского архива, в одном из архивных дел за двадцатые годы мне случайно попался документ, относящийся к 1915 году, в котором приводятся некоторые сведения о строительстве дороги. К сожалению, в нашем архиве практически нет никаких документов, рассказывающих о строительстве железнодорожной ветки от Туапсе до Сочи, поэтому этот документ имеет, можно сказать, большую историческую ценность. Приведём его полностью.

«Общество Черноморской железной дороги.
Управление по сооружению железнодорожной линии Туапсе –
Ново-Сенаки. Счётный отдел.

6 июля 1915 г. № 4366.
Сочи Черноморской губернии.
В контроль по сооружению железной дороги.
Строительное управление имеет честь при сём препроводить копии журналов заседания Правления Общества Черноморской железной дороги.
1. От 4 мая с.г. за № 491, относительно подписания договора с Полуярославскою Биржевою Артелью в Петрограде, об отпуске артельщиков для исполнения денежных поручений по постройке линии.
2. От 4 мая с.г. за № 494 по вопросу об уплате обществу Николаевских заводов и Верфей 64024 руб. 58 коп. за поставленные платформы в счёт договора от 16 октября 1914 г.
3. От 13 мая с.г. за № 501, об условиях совершения сделки по отчуждению пригородного усадебного участка близ Сочи с владельцем К.П. Красниковым.
4. от 13 мая с.г. за №502, об увольнении от службы Начальника дистанции инженера К.К. Горайского.
Главный инженер
Главный бухгалтер».
На бланке значится: «Типография Л.В. Кореневича, Сочи».

Таким образом, из документа мы узнаём, что платформы для дороги изготавливались на Николаевских заводах, а денежные платежи рассчитывались и проводились петроградскими биржевыми артельщиками.

Эта дорога по временной схеме была проложена довольно быстро – к началу 1917 года и по ней даже прошли первые поезда. Но в связи с тем, что дорога была построена по временной схеме и тем, что в годы Гражданской войны она пришла в негодность и часть её имущества была разграблена, после установления в Сочи советской власти в начале двадцатых годов, производилось её новое строительство и восстановление разрушенных путей и сооружений.


Станция Сочи

В 1922 г. по ней уже ежедневно проходили по два поезда. В 1925 году проводилось строительство железнодорожных линий до Мацесты и до Адлера. В 1926 и в 1927 годах они вступили в эксплуатацию. К началу Великой Отечественной войны железную дорогу продолжили до Гагр, а в годы войны линия была соединена с Закавказской железной дорогой.

Одна из редких карт побережья от ст. Туапсе до ст. Ермоловск начала XX в., на которой трассирована Черноморская железная дорога.