Безопасный туризм. Безопасный отдых и туризм. Структура и трудоемкость дисциплины

Туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства..."

Источник:

Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Безопасность туризма" в других словарях:

    Безопасность - получить на Академике рабочий купон на скидку Redmond или выгодно безопасность купить с бесплатной доставкой на распродаже в Redmond

    безопасность туризма - 3.1 безопасность туризма: Безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства при совершении путешествий. Источник: ГОСТ …

    Безопасность туризма - Под безопасностью туризма понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий. Федеральный закон от 24.11.96 N 132 ФЗ, ст.14 … Словарь юридических понятий

    безопасность - 2.38 безопасность (security): Сочетание доступности, конфиденциальности, целостности и отслеживаемое™ . Источник: ГОСТ Р ИСО/ТС 22600 2 2009: Информатизация здоровья. Управление полномочиями и контроль доступа. Часть 2. Формальные модел … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 54601-2011: Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения - Терминология ГОСТ Р 54601 2011: Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения оригинал документа: 3.11 автомототуризм и велосипедный туризм: Путешествия, походы и экскурсии, включающие прохождение маршрутов по равнинной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Популяризация туризма - Туристы на острове Реюньон Туризм временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных,… … Википедия

    активные вида туризма - 3.1 активные вида туризма: Путешествия, походы и экскурсии в природной среде с активными способами передвижения, для которых требуются специальная физическая подготовка и владение определенными навыками и умениями, в том числе по использованию… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 53998-2010: Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования - Терминология ГОСТ Р 53998 2010: Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования оригинал документа: 3.4 адаптация: Приспособление среды жизнедеятельности (зданий, сооружений, транспортных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Информационная безопасность Украины - Государственная информационная политика Украины (укр. Державна iнформаційна політика України) комплекс политических, правовых, экономических, социально культурных и организационных мероприятий украинского государства в сфере воспроизводства и… … Википедия

    ГОСТ Р 50644-2009: Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов - Терминология ГОСТ Р 50644 2009: Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов оригинал документа: 3.1 безопасность туризма: Безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба окружающей … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Государственная программа - (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • , Чудновский А.Д.. Рассмотрены вопросы обеспечения безопасности бизнеса в индустрии туризма и гостеприимства. Учебное пособие раскрывает следующие аспекты обеспечения безопасности предприятий турбизнеса:… Купить за 1475 грн (только Украина)
  • Безопасность бизнеса в индустрии туризма и гостеприимства. Учебное пособие , А. Д. Чудновский, Ю. М. Белозерова. Рассмотрены вопросы обеспечения безопасности бизнеса в индустрии туризма и гостеприимства. Учебное пособие раскрывает следующие аспекты обеспечения безопасности предприятий турбизнеса:…

Целый год, а то и дольше, Вы работали как ломовая лошадь, без сил возвращались с «любимой» работы. Лишь во сне Вы отдыхали на тропическом пляже или в каком-нибудь прекрасном городе.

Но скоро отпуск, и наконец-то близится долгожданный момент, когда мечта об отдыхе за границей станет реальностью! «Чемоданное настроение» всё усиливается, на душе приятное томление в предвкушении сказочного путешествия!

СТОП!!! Нельзя терять голову, чтобы чудо не превратилось в кошмар, к каждой поездке надо хорошо подготовиться. Предлагаем Вам несколько советов (или даже правил), следуя которым, Вы сможете безопасно путешествовать, избежите возможных неприятностей и полноценно отдохнёте.

Перед поездкой соберите как можно больше данных о месте (стране, отеле) проведения отдыха. Сейчас сделать это очень просто – существует масса туристических сайтов и форумов, на которых можно выяснить всю нужную информацию у людей, недавно вернувшихся из интересующей вас страны. Обязательно выясните все возможные способы связи с российским посольством, консульством в стране пребывания. Во время отдыха с уважением относитесь к местным традициям и обычаям, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Обязательно оформите на период поездки медицинскую страховку , предусматривающую оказание медицинской помощи за рубежом, включая эвакуацию больного по воздуху в случае необходимости, а также сделайте все необходимые прививки, естественно после консультации с врачом.

Непременно возьмите с собой аптечку . При выборе конкретных препаратов для аптечки берите те, которые ранее применяли. Если затрудняетесь в выборе, то проконсультируйтесь с врачом. В аптечке обязательно должны быть:

  • обезболивающие;
  • жаропонижающие;
  • антиаллергены;
  • препараты против расстройства пищеварительной системы;
  • противопростудные;
  • антисептики наружного действия;
  • влагостойкий лейкопластырь;
  • репелленты.

Дополнительно можете взять сердечнососудистые и успокоительные препараты, солнцезащитные средства и средства при солнечных ожогах, крем для снятия отёчности ног, средства от «морской болезни», небольшие ножнички, электронный термометр, противогрибковую мазь.

Для хранения денег сделайте несколько разных пластиковых карт , распределите на них свои финансы примерно по следующим параметрам:

  • для расчётов через интернет (бронирование отелей, покупка билетов и т. п.);
  • для обналичивания в местных банкоматах в случае необходимости;
  • резервная карта для экстренных случаев – кредитная с хорошим лимитом. Не храните все наличные деньги и карты у себя, отдайте часть на хранение другим путешествующим с вами членам семьи.

Не набрасывайтесь сразу на местную кухню. Помните, что многие национальные блюда не всегда хорошо усваиваются организмами туристов. Пробуйте понемногу, с достаточными перерывами между приёмами пищи, чтобы в случае наступления каких-либо проблем (аллергия, отравление) успеть принять меры. Перед едой обязательно мойте руки! Носите с собой упаковку влажных гигиенических салфеток – в путешествии просто необходимая вещь, можно протереть руки или фрукты, если негде помыть; ими можно протереть вспотевшее лицо и шею, чтобы освежиться во время прогулки; можно приложить к небольшой ссадине для дезинфекции.

Несколько советов как избежать неприятностей на улице:

  • обязательно возьмите визитку вашего отеля с адресом и желательно схемой проезда к нему;
  • носите с собой лишь необходимое количество наличных денег – то, которое планируете потратить за день, остальное храните в сейфе отеля;
  • старайтесь иметь при себе купюры мелкого достоинства – для расчётов в такси, небольших покупок; это позволит избежать неприятностей, когда для вас может не оказаться (зачастую умышленно ) сдачи с крупных денег, например, мы лично испытали это на себе в Хэйхэ ;
  • никогда не показывайте открыто, что у вас есть «много» денег, то есть не «светите» крупными банкнотами или стопками денег, пусть даже и мелких;
  • обненивайте валюту только в банках, избегайте уличных менял;
  • не кладите бумажник или кошелек с деньгами в задний карман;
  • не кладите бумажник или мобильный телефон в незастегнутые карманы или сумки;
  • ни в коем случае нельзя вешать мобильный или легкий фотоаппарат, а также драгоценные цепочки на шею - это срезается моментально и пропажу вы можете сразу не заметить; вообще, во время поездки не носите драгоценных украшений, не провоцируйте воришек;
  • при снятии денег с банкомата осматривайтесь, прикрывайте телом клавиатуру, экран и выданные деньги;
  • будьте начеку, когда несколько человек к вам подходят, заговариваю о чем-то «случайно» толкают;
  • отказывайтесь от предложения незнакомых людей помочь перенести ваши сумки;
  • не повышайте голос на представителей правопорядка, это может иметь очень неприятные последствия;
  • если по вы понимаете, что забрели в не очень благополучный район, не показывайте паники, спокойно идите в обратном направлении;
  • для получения информации пользуйтесь услугами справочных бюро или обратитесь за помощью к полицейскому, не спрашивайте ничего у с лишком общительных и навязчивых местных прохожих, не рассказывайте много о себе чересчур любопытным посторонним людям, вас могут запросто заболтать и с милой улыбкой облапошить (очень часто практикуется в местах массового скопления туристов).

Такси:

  • в случае необходимости воспользоваться услугами такси, просите администратора отеля вызвать машину;
  • если вам надо поймать такси на улице, останавливайте только реальные такси – специальной окраски (в разных странах и у разных фирм она отличается), как правило, жёлтое или зелёное, с надписями «TAXI» и номерами телефонов на кузове, и с характерными «шашечками»;
  • при посадке в машину следите, чтобы водитель обнулил счётчик.

Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.

Туроператор, формирующий туристский продукт, должен тщательно собрать и проанализировать информацию о туристском центре, в котором планируется прохождение маршрута. Необходимую информацию можно получить в федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма, в функции которого входит информирование туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности дестинации. Сегодня подобная информация доступна на официальных интернет-сайтах, например, официальный сайт Федерального агентства по туризму и др. Опубликование подобной информации осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации для опубликования обязательных сообщений.

В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

При расторжении договора о реализации туристского продукта до начала поездки в связи с наступлением обстоятельств, представляющих угрозу безопасности, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

При заключении договора о реализации туристского продукта туроператор, турагент обязаны представить туристу и (или) иному заказчику достоверную информацию:

  • о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;
  • об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;
  • об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении поездки;
  • о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);
  • о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта);
  • об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
  • о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;
  • об иных особенностях путешествия.

Туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны пользоваться услугами инструк- торов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов) (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие).

Туроператоры и турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации.

Оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации, осуществляется специализированными службами, определяемыми Правительством Российской Федерации.

В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания.

Обеспечение безопасности туристов и экскурсантов регулируется ГОСТ Р 5064494 «Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов», действующим с 1 июля 1994 г. В этом документе всесторонне рассмотрены виды травмоопасных ситуаций и возможные причины их возникновения при оказании туристских услуг, перечислены меры, способствующие минимизации возможных рисков на маршруте.

Общие требования безопасности в туризме предполагают, что при оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (при стихийных бедствиях и т. п.).

Риск для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном обслуживании возникает в следующих условиях;

  • существование источников риска;
  • проявление данного источника на опасном для человека уровне;
  • подверженность человека воздействию источников опасности.

Вредные факторы (или факторы риска) в туризме могут быть

классифицированы следующим образом:

  • травмоопасность;
  • воздействие окружающей среды;
  • пожароопасность;
  • биологические воздействия;
  • психофизиологические нагрузки;
  • опасность излучений;
  • химические воздействия;
  • повышенная запыленность и загазованность;
  • специфические факторы риска, зависящие от различных видов туризма.

Травмоопасность может возникнуть в результате перемещения механизмов, предметов, горных пород (камнепадов, селей, лавин), из-за сложного рельефа местности, плохо подобранного используемого туристского снаряжения и инвентаря (неудобная обувь - потертости кожных покровов у туристов ит. п.), опасных атмосферных явлений (атмосферное электричество, молнии и т. п.).

Снижение травмоопасности обеспечивается следующим образом:

  • защитными устройствами и ограждениями при использовании подвижных механизмов, предметов, опасных участков территории (подъемников, канатных дорог, осыпей в горах, берегов водоемов, горнолыжных трасс и т. д.);
  • использованием средств индивидуальной защиты (страховочных веревок, обвязок при пересечении сложных участков туристского маршрута, головных шлемов, ледорубов, крючьев и прочего страховочного снаряжения);
  • соблюдением требований к туристскому снаряжению и инвентарю в отношении их удобства;
  • соблюдением требований строительных норм и правил к жилым и общественным зданиям (СНиП 2.08.0289) и требований нормативных документов к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, плавсредств и пр.);
  • соблюдением правил эксплуатации используемого инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников, тележек и пр.), обеспечивающих их безопасную работу;
  • упреждающим информированием туристов о факторах риска и мерах по предупреждению травматизма. Туристы должны знать о том, как избежать возможных травм и какие экстренные меры следует предпринять в случае их получения.

Воздействие окружающей среды обусловлено повышенными или пониженными температурами воздуха, влажностью и ветром в зоне обслуживания туристов, резкими перепадами барометрического давления. Показатели микроклимата помещений, в которых находятся туристы, а также в транспортных средствах должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям. Предупреждение вредных воздействий данного фактора риска обеспечивается:

  • выбором благоприятного времени года, суток для проведения туристского мероприятия;
  • рациональным проектированием туристского маршрута;
  • учетом погодных особенностей района;
  • сооружением на трассах туристских маршрутов укрытий от непогоды;
  • оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации;
  • обеспечением соответствующей экипировки туристов, включая средства индивидуальной защиты;
  • своевременным информированием туристов о реальных и прогнозируемых условиях на маршруте (в том числе климатических условиях, перепадах высот на маршрутах).

Пожароопасность может возникать в средствах размещения туристов, на транспорте, на предприятиях питания и развлечений. Для предупреждения возгорания и задымления объектов, в которых могут находиться туристы, необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности. Эксплуатацию туристских объектов необходимо осуществлять в строгом соответствии с требованиями утвержденных нормативных документов.

Биологические факторы - патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, дикие животные, ядовитые растения, насекомые, переносящие возбудителей инфекционных заболеваний. Воздействие данных факторов риска на туристов предупреждается:

  • соблюдением установленных санитарных норм и правил обслуживания;
  • применением оборудования и препаратов для дезинфекции, дезинсекции, стерилизации, дератизации, автоматизации производственных процессов;
  • использованием знаков безопасности и необходимой маркировки на предметах оснащения и сооружениях, используемых при обслуживании туристов (посуды, кухонного инвентаря, в том числе для приготовления пищи в походе, мест водозабора, колодцев и прочих предметов и объектов);
  • проведением предварительных и периодических медицинских осмотров обслуживающего персонала;
  • упреждающим информированием туристов об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, растениях, ареалы распространения которых совпадают с туристским маршрутом, о том, как избежать нежелательных контактов и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы.

Психофизиологические факторы риска включают физические и нервно-психические перегрузки.

Исключение или снижение воздействия психофизиологических факторов риска достигается:

  • рациональным выполнением программы обслуживания туристов, графиков перемещения по маршруту, предусматривающих достаточное время и приемлемые условия для нормальной жизнедеятельности человека (сна, приема пищи, удовлетворения санитарных и бытовых потребностей);
  • учетом психофизиологических особенностей туристов при формировании туристской группы;
  • соблюдением требований удобства к используемому туристскому снаряжению и инвентарю, транспортным средствам, мебели.

Опасными излучениями на туристских маршрутах могут быть повышенные дозы ультрафиолетовой и в редких случаях ионизирующей радиации.

Предупреждение ожогов открытых участков кожи, подвергающихся воздействию солнечных лучей, достигается:

  • информированием туристов о воздействии ультрафиолетового излучения на организм;
  • использованием средств индивидуальной защиты (защитных масок, кремов, одежды, закрывающей верхнюю часть тела туристов, солнцезащитных очков).

Возможное действие опасных излучений на туристов необходимо учитывать при планировании движения по маршруту по открытым, незатененным участкам в горных, водных, лыжных и других походах. Туристские маршруты допускается прокладывать и эксплуатировать только в местностях с благоприятными характеристиками радиологического состояния.

Химические факторы риска включают токсические, раздражающие, сенсибилизирующие явления, т. е. повышающие чувствительность организма человека к различным веществам, которые становятся аллергенами. Для предотвращения действия данных факторов риска в обслуживании туристов необходимо:

  • регулярно контролировать содержание вредных химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания и других биологических средах;
  • строить и размещать объекты, обслуживающие туристов, в условиях, препятствующих действию на организм химических факторов;
  • применять препараты для дезинфекции и дезинсекции в строгом соответствии с инструкцией по использованию, исключая возможность контактов туристов с этими средствами.

Повышенная запыленность и загазованность: требования к допустимому уровню вредных веществ в воздухе зон обслуживания туристов, помещений, транспортных средств должны быть не ниже санитарно-гигиенических норм, установленных ГОСТ 12.1.00588, санитарными нормами и правилами. Безопасность туристов обеспечивается соблюдением требований к оснащению помещений, транспортных средств, вентиляции с очисткой воздуха.

К прочим факторам риска относятся опасности, связанные с отсутствием необходимой информации об услуге и ее характеристиках. Для их минимизации необходимо:

  • предоставлять туристам достаточную информацию о реализуемых туристских услугах;
  • проводить инструктаж туристов по безопасности с учетом специфики туристского маршрута.

Специфические факторы риска в туризме обусловлены:

  • возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристского предприятия или маршрута, а также других чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с состоянием общественного порядка в районе обслуживания туристов;
  • техническим состоянием объектов материально-технической базы (туристских гостиниц, домов отдыха, кемпингов, канатных дорог и бугельных подъемников, транспортных средств, архитектурных сооружений) ит. д.;
  • сложным рельефом местности (речными порогами, горными склонами, скальными, ледовыми участками туристских трасс и т. п.);
  • уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (инструкторов, экскурсоводов и др.);
  • различной подготовкой туристов к передвижению по маршруту определенного вида и категории сложности;
  • информационным обеспечением (гидрометеорологические прогнозы, маркировка трасс туристских маршрутов).

Турфирма должна иметь комплект действующих нормативных документов по обеспечению безопасности туристов и руководствоваться ими в своей деятельности.

Безопасность проживания в туристских гостиницах, кемпингах, на базах обеспечивается соблюдением требований строительных норм и правил при проектировании и строительстве объектов обслуживания туристов, безопасности технической эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, установленных нормативными документами и т. д.

Транспортные перевозки туристов во время экскурсий, походов и путешествий должны осуществляться в соответствии с требованиями Правил обслуживания пассажиров на конкретных видах транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и т. п.).

Туристское снаряжение и инвентарь, применяемые туристами, должны соответствовать требованиям, установленным действующей нормативной документацией на эти виды снаряжения.

В каждой турфирме должны быть разработаны и утверждены планы действий персонала в чрезвычайных ситуациях (при стихийных бедствиях, пожарах и др.), включающие взаимодействие с местными подразделениями МЧС. Руководитель туристского предприятия несет ответственность за подготовленность персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Менеджеры турфирмы обязаны ознакомить туристов с элементами риска, содержащимися в каждой конкретной туристской услуге, и мерами по его предотвращению или минимизации. Информация, касающаяся охраны жизни и здоровья туристов, предоставляется до начала тура и в процессе обслуживания. Сведения о природных сложностях туристской трассы, необходимом уровне личной физической подготовки туриста, особенностях индивидуальной экипировки должны содержаться в рекламно-информационных материалах и в тексте информационного листка к туристской путевке.

Контроль выполнения требований безопасности туристов обеспечивают органы государственного управления, имеющие соответствующие полномочия. Особенно тщательно при этом проверяются предприятия питания.

Контроль безопасности обслуживания туристов осуществляется на основе использования следующих методов:

  • визуального (осмотр соответствующих объектов: территории, по которой проходит трасса туристского похода, туристского снаряжения и инвентаря и т. д.);
  • метрического (измерение состояния окружающей среды, качества воды, воздуха и т. д., технического состояния трассы, подъемных механизмов, транспортных средств и т. д.);
  • социологического (опрос туристов и обслуживающего персонала);
  • аналитического (анализ содержания документации: паспорта трассы, медицинского журнала осмотра туристов, выходящих на маршрут, других документов).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" (ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе (декан)
__________________
"____" __________ 2008 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.Ф.07 БЕЗОПАСНЫЙ ОТДЫХ И ТУРИЗМ

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности: 033300 "Безопасность жизнедеятельности"

Программу составила:
Шереметьева У.М., к. ф.-м.н., доцент кафедры "БЖД" ТГПУ

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры "Безопасность жизнедеятельности"

Зав. кафедрой ____________________Синогина Е.С.

Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета технологии и предпринимательства ТГПУ
протокол № _______ от "___" _____________ 200_ г.

Председатель методической комиссии факультета Технологии и предпринимательства ______________ А.С. Федотов

Согласовано:

Декан факультета технологии и предпринимательства ________________ Е.В. Колесникова

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины - дать знания об опасных и экстремальных ситуациях в природной среде, о безопасном поведении в природе, средствах, способах и методах выживания в природных условиях разных климатических зон, о порядке организации и проведении походов.

Задачи дисциплины:

Сформировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности в природной среде;
- научить студентов умению и практическим навыкам выживания в природной окружающей среде разных климатогеографических условиях.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины студенты должны:

А) знать:

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека в условиях автономного существования в природной среде;
- виды и характер воздействия неблагоприятных факторов в условиях автономного существования в природной среде;
- правила организации и проведения туристских походов;
- основы техники и тактики туристического путешествия.

Б) уметь:

Осуществить подготовку и проведение туристского похода;
- организовать туристский быт;
- организовать и выполнять действия по обеспечению безопасности жизнедеятельности в условиях автономного существования в природной среде.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Раздел дисциплины Лекции Практические занятия, семинары
1 Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов. 4 4
2 Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов. Правила поведения и меры по обеспечению безопасности. 6 4
3 Методика обучения правилам поведения на отдыхе и в туристическом походе. 4 2
4 Дальний и международный туризм. 2 2
5 Ориентирование на местности, в незнакомом городе. Действия при происшествиях за границей. 4 6
6 Акклиматизация человека к различным природным условиям. 2 6
7 Проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях. 4 6
8 Способы обеспечение жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании. 10 6
Итого 36 36

Раздел 1. Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов

Лекции 1, 2

Особенности обеспечения безопасности во время туристических походов. Основные факторы риска в природе, методы их профилактики и оказание первой медицинской помощи. Факторы выживания.

Практические занятия 1, 2

Травматизм в походе. Об основных путях снижения травматизма. О роли утомления. Общие требования безопасности при проведении туристских походов. Лекарственные растения и способы их применения.

Раздел 2. Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов. Правила поведения и меры по обеспечению безопасности

Лекции 3, 4, 5

Личное и групповое туристское снаряжение. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Питание в туристском походе. Правила движения в походе, преодоление препятствий. Обеспечение безопасности при проведении туристических походов.

Практические занятия 3, 4

Виды и типы костров. Суточный рацион туриста в походах. Организация бивуака. Виды и использование специальных узлов. Вязка узлов. Опасности зимних маршрутов.

Раздел 3. Методика обучения правилам поведения на отдыхе и в туристическом походе

Лекции 6, 7

Значение туристической подготовки в обеспечении безопасности жизнедеятельности при автономном существовании в природной среде

Методика обучения учащихся основам туризма.

Практическое занятие 5

Методика планирования туристских походов: сроки проведения, разработки маршрута, планирования мест ночлегов, привалов.

Раздел 4. Дальний и международный туризм

Лекция 8

Определение туризма. Классификация видов туризма и факторы влияющие на него.

Практическое занятие 6

Туризм нашего региона.

Раздел 5. Ориентирование на местности, в незнакомом городе. Действия при происшествиях за границей

Лекции 9, 10

Ориентирование по местным предметам. Определение направления выхода к населенному пункту. Ориентирование в незнакомом городе. Полезные советы российским гражданам, выезжающим за рубеж.

Практические занятия 7, 8, 9

Понятие "топографическая" и "спортивная" карта. Условные знаки. Ориентирование по горизонту. Азимут. Работа с компасом.

Раздел 6. Акклиматизация человека к различным природным условиям

Лекция 10

Понятие акклиматизации.

Практические занятия 10, 11, 12

Краткая физико-географическая характеристика зоны пустыни. Человек в условиях автономного существования в пустыни. Питание и водоснабжение. Движение в пустыни.

Краткая физико-географическая характеристика горной зоны. Человек в условиях автономного существования в горах. Питание и водоснабжение. Движение в горных условиях.

Краткая физико-географическая характеристика лесисто-болотистой местности. Человек в условиях автономного существования в лесисто-болотистой местности.

Раздел 7. Проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях

Лекции 11, 12

Проблемы вынужденного автономного существования. Особенности автономного существования в различных климатических зонах.

Практические занятия 13, 14

Методика обучения основам автономного существования в различных климатогеографических условиях.

Раздел 8. Способы обеспечение жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании

Лекции 15-19

Основные правила поведения в экстремальной ситуации. Сооружение временного укрытия. Способы добычи огня, разведение костра. Обеспечение водой. Поиск и приготовление пищи. Сигналы бедствия.

Практические занятия 15, 16

Радиотехнические средства аварийной сигнализации. Пиротехнические сигнальные средства. Звуковая сигнализация. Электрические средства сигнализации. Флаги - сигналы. Радарные отражатели. Бутылочная почта.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен

6. Учебно - методическое обеспечение дисциплины

1. Маслов, А. Г. Способы автономного выживания человека в природе: учебное пособие для вузов / А. Г. Маслов, Ю. С. Константинов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Академия, 2005. - 297 с.

б) дополнительная:

1. Безопасность жизнедеятельности человека в условиях мирного и военного времени / В. Н. Пряхин и др. - М. : Издательство "Экзамен", 2006. - 381 с.
2. Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях: учебное пособие для вузов, училищ, колледжей / Н. В. Куликова и др. ; под ред. С. В. Низкодубовой; - Томск: Издательство ТГПУ, 2001. - 125 с.
3. Биржаков, М. Б. Безопасность в туризме / М. Б. Биржаков, Н. П. Казаков. - СПб. : Герда, 2007. - 208 с.
4. Легостин, С. А. Безопасность жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / С. А. Легостин. - Томск: Издательство ТГПУ, 2006. - 84 с.
5. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл. : учебник для общеобразоват. учеб. заведений / В. Н. Латчук и др. - М. : Дрофа, 2001. - 321 с.
6. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учеб. заведений / А. Т. Смирнов и др. - М. : Издательство АСТ-ЛТД, 1998. - 384 с.
7. Петров, Н. Н. Человек в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / Н. Н. Петров. - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1996. - 352 с.
8. Томские экскурсии / под ред. Т. В. Галкиной. - Томск: Издательство ТГПУ, 2004. - 211 с.
9. Федотов, Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник для вузов / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков. - М. : Советский спорт, 2002. - 361 с.
10. Александрова, А. Ю. Международный туризм [Электронный ресурс] : учебник / А. Ю. Александрова. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 470 с. - Режим доступа: .
11. Зорин, И. В. Туризм как вид деятельности [Электронный ресурс] / И.В. Зорин и др. - Режим доступа: .
12. Ильин, А. Школа выживания в природных условиях [Электронный ресурс] : - Режим доступа: http://www.koob.ru/ilyin_a/shkola_vizhivaniya_v_prirodnih_usloviyah
13. Квартальнов, В. А. Туризм [Электронный ресурс] : - М. : Финансы и статистика, 2002. - 320 с. : - Режим доступа: .
14. Лукоянов, П. И. Зимние спортивные походы [Электронный ресурс] : - Режим доступа: http://hibaratxt.narod.ru/lukojanov/

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Учебники и учебно-методические пособия по безопасности жизнедеятельности; раздаточный материал "Способы добывания огня", "Обеспечение водой", "Ядовитые растения", "Специальное снаряжение", тесты.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебный класс, компьютерный класс с выходом в Интернет, компьютерная программа тестирования, телевизор, DVD-плеер, учебные видеофильмы: "Выживание в экстремальных условиях" (24 серии), "Если Вы заблудились в лесу", набор туриста (компас (2 шт.), спички, зажигалка, сухое горючее, карта города).

Примерным учебным планом на изучение дисциплины отводится один семестр. Учебная работа проводится в форме лекций, практических занятий (семинары) и самостоятельной работы.

Лекции проводятся традиционным способом с использованием раздаточного материала. На семинарские занятия выносятся вопросы в соответствии с темами примерного тематического плана дисциплины. Одой из целей практических занятий: закрепление изученного материала. На практических занятиях предлагается решение ситуационных задач, тестов и заданий по отдельным темам лекций (разделам учебной дисциплины) для самоконтроля студентов. А также дается перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы и организация их обсуждения. Это может быть написание доклада, эссе, реферата (с последующим их обсуждением). На практических занятиях студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности.

Задания для самостоятельной работы раздаются студентам в начале изучения дисциплины и сдаются в письменном виде во время зачетной сессии. Для самостоятельной работы используются литературные источники, которые приведены в списке основной и дополнительной литературы по дисциплине.

В конце семестра предусмотрен зачет.

Занятия проводятся в соответствии с учебным планом и расписанием, при этом на самостоятельную подготовку программой дисциплины отводится 88 часов. Данное время студенты планируют по индивидуальному плану, ориентируясь на перечень контрольных вопросов (п. 8.2.1.), заданий для самостоятельной работы (п. 8.2.2.) и список учебной литературы, рекомендуемый студентам в качестве основной и дополнительной по соответствующей дисциплине (п. 6.1.).

Для качественного освоения дисциплины "Безопасный отдых и туризм" студентам необходимо посещать лекционные и практические занятия. Особое внимание следует уделить таким разделам, как "Ориентирование на местности, в незнакомом городе", "Способы обеспечение жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании". На лекционных занятиях преподаватель в устной форме дает студентам основной материал раздела, студентам необходимо делать краткий конспект лекций. Дисциплину целесообразно изучать по разделам, причем после освоения теоретического материала необходима проверка знаний в процессе самоконтроля студентов. На практических занятиях студенты решают тесты, выполняют задания по отдельным темам лекций (разделам учебной дисциплины). Формой итогового контроля является зачет. К сдаче зачета допускаются студенты, выполнившие в конце изучения курса контрольное тестирование, которое содержит 100 вопросов (критерий освоения дисциплины - 65 % правильных ответов). Зачет проводится в виде устного опроса. Помощь в подготовке к зачету оказывает перечень примерных вопросов к зачету представленный в п. 8.2.3.

8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов:

Раздел 1.

1. Обморожения и замерзания .
2. Солнечный удар .
3. Молния .
4. Применение лекарственных растений .
5. Правила поведения во время грозы .
6. Опасные и ядовитые грибы .
7. Ядовитые растения .

Раздел 2.

1. Определение похода и его виды .
2. Лыжный туризм сегодня и завтра .
3. Опасности зимних маршрутов, тактика преодоления препятствий .

Раздел 3.

1. Подбор снаряжения .
2. Планирование организации и подбора продуктов .
3. Действия участников похода в различных ситуациях .
4. Местные признаки погоды .

Раздел 4.

1. Место туризма в экономике страны .
2. История мирового туризма .
3. Зарождение и развитие Российского туризма
4. Статегия развития туризма в России .
5. Статистика международного туризма .
6. Туроператорская и турагентская деятельность в сфере туризма .

Раздел 5.

1. "Куда он делся этот север?", или аварийное ориентирование .
2. Типы компасов. Работа с компасом .
3. Безопасность въездного и выездного туризма .
4. Определение сторон горизонта по часам .
5. Методические рекомендации по обучению учащихся основам топографии и ориентирования .

Раздел 6.

1. Акклиматизация в жарком климате .
2. Акклиматизация в горном климате .

Раздел 7.

1. Человек в условиях автономного существования .
2. Причины вынужденного автономного существования в условиях природной среды .
3. Факторы, влияющие на безопасность человека в природной среде .

Раздел 8.

1. Сигнальное зеркало его изготовление и правила использования. .
2. Укрытия в зимних условиях. Способы их изготовления .
3. Как отвоевать себе место в тени, или выживание в условиях жаркого климата .
4. Что делать, когда нельзя позвонить "03", или первая медицинская помощь в аварийных ситуациях .
5. Сам себе спасатель, или как потерпевшим бедствие в кратчайшие сроки выйти к людям .
6. Дом из ничего, или как потерпевшим защититься от неблагоприятных климатических воздействий .
7. "Где кончается вода - там кончается и жизнь", или как в аварийной ситуации организовать водопотребление.
8. Что есть, когда есть нечего, или как в аварийной ситуации обеспечиться продуктами питания .
9. Необычное использование обычных вещей, или что вам может помочь в аварийной ситуации .

8.2.2. Перечень примерных тем заданий для самостоятельной работы:

1. Расчет продуктов питания.
2. Туризма нашего региона
3. Организация бивуака.
4. Ориентирование на местности.
5. Опасности зимних маршрутов, тактика преодоления препятствий.

8.2.3. Примерный перечень вопросов к зачету:

1. Основные факторы риска в природе, методы их профилактики и оказание первой медицинской помощи.
2. Ядовитые растения. Первая медицинская помощь при отравлении ядовитыми растениями.
3. Ядовитые грибы. Первая медицинская помощь при отравлении ядовитыми грибами.
4. Состав и назначение походной аптечки.
5. Стрессоры выживания. Их влияние на состояние человека.
6. Факторы выживания.
7. Перечислите и поясните требования, предъявляемые к туристскому снаряжению.
8. Личное и групповое туристское снаряжение. Основные требования.
9. Перечислите известные вам предметы специального снаряжения и объясните его назначение при использовании в походе, на соревнованиях по туризму.
10. Перечислите и поясните основные требования к месту организации привала и бивака.
11. Расскажите о порядке организации работы по развертыванию и свертыванию лагеря.
12. Перечислите виды и типы костров, их назначение.
13. Питание в туристском походе.
14. Порядок движения группы на маршруте.
15. Расскажите о признаках наступления и устойчивости хорошей погоды и постарайтесь их объяснить.
16. Расскажите о признаках наступления и устойчивости ненастной погоды и постарайтесь их объяснить.
17. Виды и использование специальных узлов. Вязка узлов.
18. Методические рекомендации по обучению учащихся основам топографии.
19. Классификация видов туризма и факторы, влияющие на него.
20. Ориентирование по местным предметам.
21. Типы компасов. Работа с компасом.
22. Ориентирование по Солнцу и звездам.
23. Поиск и использование съедобных растений. Виды съедобных растений.
24. Расскажите об использовании звуков, источников света, маркировки туристских маршрутов, следов человеческой деятельности для определения направления выхода.
25. Ориентирование в незнакомом городе.
26. Виды карт. Понятие масштаба.
27. Действия при происшествиях за границей.
28. Акклиматизация человека к различным природным условиям.
29. Основные причины возникновения ситуаций автономного существования в природной среде.
30. Дайте краткую физико-географическую характеристику зоны тайги. Расскажите об условиях выживания человека в условиях автономного существования в тайге.
31. Дайте краткую физико-географическую характеристику зоны степи. Расскажите об условиях выживания человека в условиях автономного существования в степи.
32. Дайте краткую физико-географическую характеристику горной зоны. Расскажите об условиях выживания человека в условиях автономного существования в горах.
33. Основные правила поведения в экстремальной ситуации.
34. Сооружение временного укрытия.
35. Способы добывания, сохранения огня и разведения костра.
36. Обеспечение водой. Способы обеззараживания воды.
37. Поиск и приготовление пищи.
38. Назовите основные способы подачи сигналов бедствия днем, ночью.
39. Расскажите о способах подачи сигналов бедствия с помощью костров.
40. Расскажите о способе подачи сигналов с помощью зеркала.

Филиал в г. Ишиме

УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала

БЕЗОПАСНЫЙ ОТДЫХ И ТУРИЗМ

для студентов направления подготовки 050100 (44.03.05) Педагогическое образование

профиля подготовки Экологическое образование, безопасность жизнедеятельности

очной формы обучения

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

Объем 32 стр.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Ишиме

Кафедра биологии, географии и МП

БЕЗОПАСНЫЙ ОТДЫХ И ТУРИЗМ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа


для студентов направления подготовки 050100 (44.03.05) Педагогическое образование

профиля подготовки Экологическое образование, безопасность жизнедеятельности

очной формы обучения

Тюменский государственный университет

Безопасный отдых и туризм . Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100 (44.03.05) Педагогическое образование профиля подготовки Экологическое образование, безопасность жизнедеятельности очной формы обучения. Тюмень, 2015, 32 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Безопасный отдых и туризм (указать наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом образовательной программы) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. utmn. ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: , к. б.н., доцент

Ф. И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой

© Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме, 2015.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:

1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

дать знания об опасных и экстремальных ситуациях в природной среде, о безопасном поведении в природе, средствах, способах и методах выживания в природных условиях разных климатических зон, о порядке организации и проведении походов

Основные задачи курса:

· дать представление студентам об особенностях безопасного отдыха и туризма;

· ознакомить студентов с эколого-географическими основами безопасного отдыха и туризма, используемыми индустрией туризма природными ресурсами, основами охраны окружающей среды ;

· дать знания об опасных и экстремальных ситуациях в природной среде, о безопасном поведении в природе, средствах, способах и методах выживания в природных условиях разных климатических зон, о порядке организации и проведении походов

· сформировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности в природной среде;

· дать системное представление современных о видах туризма, формах и методах организации культурного и туристического сервиса;

· дать студентами основы культуры безопасного отдыха и туризма,

· дать студентам навыки проектирования туристских маршрутов и составления правил поведения в походе.

1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Безопасный отдых и туризм» относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла дисциплин по выбору (Б3.В. ДВ.15.2). Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности , сформированные в процессе изучения предметов «Мониторинг и охрана окружающей среды», и др. на предыдущем уровне образования. Дисциплина «Безопасный отдых и туризм» служит дополнением к дисциплинам «География Тюменской области », «География Тюменского Приишимья».


Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10 );

Способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14 )

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Знать

Наиболее распространенные опасности на природе во время организованного и неорганизованного отдыха;

Обеспечение безопасности во время туристических походов;

Правила поведения при добровольном и вынужденном автономном существовании;

Условия возникновения опасных ситуаций, закономерности их проявления, классификацию, характеристику и их прогнозирование;

Правила поведения при возникновении опасных ситуаций;

Меры профилактики опасностей;

Вероятностную оценку возникновения опасных ситуации на уровне региона;

Научно-методические основы развития туризма;

Возможности современных научных методов познания природы и основы экологического туризма;

Процессы организации экологического туризма и экологической тропы

Правила поведения в природе.

Уметь

Обеспечивать личную и коллективную безопасность при осуществлении туристической деятельности;

Принимать решения по обеспечению собственной и коллективной безопасности при возникновении опасных ситуаций во время отдыха и туристического похода с возможным оказанием первой медицинской помощи и обучать этому учащихся и коллег по походу;

Организовывать и методически правильно проводить занятия с учащимися по безопасности жизнедеятельности, использовать различные способы обучения;

Оказывать услуги туризма;

Обеспечивать систему мер по повышению охраны окружающей среды при осуществлении мероприятий туризма;

Осуществлять связь с общественностью в работе туризма;

Выбирать объекты для туризма;

Определять объекты и маршруты туризма.

Владеть

Правилами личной и коллективной безопасности при осуществлении туристической деятельности;

Знаниями в области безопасного отдыха и туризма, сформировать методические и практические умения в области построения и организации походов;

Навыками творческого обобщения полученных знаний, конкретного и объективного изложения своих знаний в письменной и устной форме;

Навыками обеспечения безопасности в конкретных опасных ситуациях различного характера;

Приемами автономного выживания, в частности, добычи пищи и воды в автономных условиях существования.

Методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке продукта туризма;

Знаниями и навыками по разработке и внедрению инновационных технологий в безопасный отдых и туризм;

Знаниями организации и обеспечения контроля качества оказываемых услуг безопасного отдыха и туризма;

Нормами и правилами поведения туриста;

Знаниями законодательства в области безопасного отдыха и туризма.

2. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 8. Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачёт . Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 академических часа, из них 36 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 36 часов, выделенных на самостоятельную работу.