По воде до крыма. В Крым по воде. От логистики до путешествия добраться в Крым можно одним из предложенных ниже способов

Правительство России потратит 19 миллиардов рублей, сообщил замглавы Минэкономразвития России Сергей Назаров. По словам чиновника, в ближайшие три года будет реализована трехэтапная программа по снижению водного дефицита. Она предусматривает создание инфраструктуры для обеспечения восточных районов полуострова из трех подземных источников в его центральной части.

Тем временем телеканал «Первый Крымский» передает, что местные опустели. В сюжете журналистов говорится: у берега Симферопольского водохранилища теперь другой «рисунок» – участки суши стали больше. Местные жители к переменам относятся настороженно, однако российские власти полуострова уверяют, что ситуация не критична. По словам заместителя главы подконтрольного России Госкомитета по водному хозяйству и мелиорации Андрея Лисовского , объемы воды в водохранилище соответствуют среднему многолетнему показателю.

​Российский независимый эксперт, кандидат геолого-минералогических наук Юрий Медовар убежден, что эксплуатировать подземные воды Крыма – не выход.

Использовать подземные воды в целях мелиорации – преступление, это очень дорогое удовольствие

Юрий Медовар

– Я уже не раз говорил, что XXI век – это век войн за воду. Не хватает водных ресурсов не только в Крыму, но и по всему миру. Северо-Крымский канал в свое время дал полуострову вторую жизнь. К нам обращались из одной организации крымской с просьбой помочь насчет подземных вод, я специалист по ним. Но дело в том, что использовать их в целях мелиорации – преступление, это очень дорогое удовольствие. Чистых подземных вод не так много в Крыму, за счет их разработки снизу подтягиваются солоноватые воды, которые пить нельзя. Кроме того, почва недополучает питание снизу, потому происходит ее трансформация в те самые знаменитые крымские солончаки, на которых ничего не растет. Специалисты говорили мне, что они сделают акведук: то есть как Керченский мост, только сверху будет течь вода. А откуда вы воду возьмете? Говорят, из Кубани. Но Дон мелеет, так можно обезводить Юг России.

Юрий Медовар отмечает, что в таких условиях вполне реалистичным вариантом становится опреснение морской воды.

– Наиболее высокая технология в этой сфере у Израиля – они опресняют воду из Средиземного моря практически до питьевой. Минерализация и соленость – менее одного грамма в литре. У нас такой опреснительной установки нет, а еще для этого нужно большое количество электроэнергии, с которой у Крыма тоже проблема. Куда ни кинь – везде клин. Получается, что единственный выход – дать воду из Днепра, но Северо-Крымский канал же сухой, он разрушается. Можно выделить не 19, а 190 миллиардов, но если нет воды, откуда ее взять?

Заместитель директора Института водных проблем и мелиорации, бывший первый заместитель главы украинского Государственного агентства водных ресурсов Михаил Яцюк обращает внимание на другой аспект российской программы, но прогнозы также дает негативные.

Деньги, скорее всего, выделяются на поиск источников и инженерные решения по аккумуляции стоков. Но это приведет не только к деградации почв, а и ударит по экологии

– В центральной части Крыма нет такого количества воды, чтобы обеспечить все потребности. Я внимательно почитал документы – там больше смысла в дополнительной аккумуляции стоков именно в центральной части, где есть возможность построить дополнительные водохранилища или водоемы, чтобы потом перебрасывать воду на Восток Крыма. Деньги эти, скорее всего, выделяются на поиск дополнительных источников и инженерные решения по аккумуляции стоков. Но опять же – это приведет не только к деградации почв, а и ударит по экологии. У каждой реки или водозаборной площади есть ресурс, который можно изымать, и это не приведет к негативным последствиям. Если же его полностью аккумулировать, это приведет к серьезным нарушениям экологической обстановки в бассейнах рек.

БОЛЬШЕ

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ

Водный вопрос остается одним из самых больших проблем Крыма после его воссоединения с Россией. На днях об этом напомнила экологическая катастрофа в Армянске, а также попытка Украины эксплуатировать эту проблему в своих пропагандистских целях.

Крымские власти, конечно, призывают не переоценивать масштаб проблемы с водой. "Даже в высокий сезон, когда в Крым приезжает огромное количество отдыхающих, никаких перебоев с питьевой водой нет. А что касается воды, которую используют предприятия и сельхозпроизводители, то мы научились экономить, научились использовать технологию капельного орошения, научились правильно распределять воду", — пояснил председатель постоянной комиссии Госсовета Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк. Однако экономии и капельного орошения явно недостаточно для сохранения больших объемов сельскохозяйственного производства, которым славился полуостров. "Эта проблема нам полностью закрыла производство риса и других культур, например, сахарной свеклы, кормовых культур в достаточных количествах для скота", — поясняет академик РАСХН, доктор технических наук Юрий Лачуга.

Решить эту проблему за 4 года так и не удалось, и сейчас она привела к экологической катастрофе на заводе "Крымский титан" — из-за обмеления кислотонакопителя предприятия увеличилась концентрация оставшихся кислот и испарение различных химических веществ в атмосферу. Региональные власти вынуждены были закрыть завод. Да, само предприятие (принадлежащее украинским собственникам) заплатит почти 737 миллионов рублей за экологический ущерб - однако проблема останется. Даже в случае, если "Крымский титан" будет национализирован.

Крым должен быть токсичным

Оптимальным вариантом решения проблемы станет, конечно, возобновление подачи воды из Украины через Северо-Крымский канал - однако в Киеве требуют сначала признать украинский суверенитет над полуостровом. "Если есть такое желание, то сначала надо обратиться к Украине и признать факт оккупации Крыма. Без этого вообще не о чем говорить", — заявил заместитель министра по вопросам "временно оккупированных" территорий Юрий Грымчак. В Крыму, понятно, крутят пальцем у виска. "Чтобы признавать оккупацию, должен быть факт оккупации. Крымчане сделали свой свободный выбор на референдуме, проведенном по международным нормам. Признавать тут нечего. Это их (киевские) мечты, что история пойдет вспять. Не пойдет. Говорить языком угроз с Крымом и Россией мы не позволим", — говорит вице-премьер Крыма Дмитрий Полонский. Поэтому украинские чиновники и говорят, что поставок воды не будет. "Любой ценой мы не дадим эту воду, потому что население в этой воде не нуждается. Она необходима предприятиям, которые находятся на оккупированной территории, и они эту воду не получат, — поясняет точку зрения Киева "постоянный представитель президента Украины в Крыму" Борис Бабин. — Никаких переговоров, никаких попыток маленькими шажочками подвести нас под подачу этой воды не будет… Это государственная позиция, мы знаем позицию президента по этому вопросу. Крым должен быть токсичным для государства-агрессора".

Выборы, выборы…

Некоторые российские эксперты объясняют принципиальность Киева стремлением вернуть полуостров не мытьем, а катанием. "Проживающие там позиционируются в медиа как люди второго сорта. Это значит, что официальный Киев не ставит задачу завоевать симпатии населения. Речь идет о возврате территорий без людей — такой средневековый подход", — считает украинский политолог Андрей Золотарев. Однако на Банковой все-таки сидят здравые люди, и понимают, что Крым они не получат - ни с людьми, ни без них. Поэтому весьма вероятно, что целью нынешней политики является не столько стремление вернуть полуостров, сколько использовать его для подъема рейтинга действующей украинской власти.

Как известно, Петра Порошенко жестко критикуют на Украине за постоянные поражения в "гибридной войне" с Путиным. Россия построила мост - Порошенко утерся. Россия создала препятствия украинскому судоходству в Азовском море - Порошенко утерся. Россия дала добро на проведение выборов в ДНР и ЛНР, а также строит "Северный поток-2" - Порошенко утирается. Кому-то может на секунду показаться, что Украина под началом нынешнего булавоносца полностью проигрывает "войну с государством-агрессором". И если сейчас Порошенко откроет Северо-Крымский канал, то он может поставить крест на своем переизбрании.

Однако проблема в том, что от устроенной Киевом экологической катастрофы страдает и население самой Украины - власти некоторых районов Херсонской области уже вынуждены были эвакуировать детей. Вот украинские чиновники и придумывают версии о том, что на самом деле проблема не в воде, а в действиях России. По одной из украинских версий, катастрофа стала следствием попадания в отстойник снаряда в ходе российских военных учений. По другой, речь шла о прямой диверсии со стороны России "с целью создания масштабной информационной кампании против Украины для дестабилизации обстановки на юге Херсонщины путем организации стихийных митингов недовольных экологической ситуацией местных жителей с обеих сторон административной границы с требованиями разблокировать дамбу на Северо-Крымском канале и восстановить подачу воды в Крым для прекращения техногенной катастрофы в регионе".

По турецкой трубе?

Что в этой ситуации остается делать Москве? Можно, конечно, продавить Киев и все-таки постараться заставить его подать воду в канал. Например, выйти из соглашения по Азовскому морю и заявить, что впредь для подписания документов на проход украинских судов через принадлежащий России Керченский пролив пограничник сначала должен помыть руки в этой воде. Украину давно уже пора учить цивилизованному ведению дел, и азовские досмотры судов как раз оказались очень эффективным уроком.

Однако в то же время нужно постараться найти альтернативные решения, и это не бурение дополнительных артезианских скважин (экологи уже предупреждают, что это приведет к еще большей катастрофе). Возможно, стоит вернуться к проекту о строительстве огромного водопровода с Кубани и изучить в этом плане турецкий опыт (Анкара построила аналогичный водопровод на Северный Кипр). Да, это сложно, да, это дорого, однако два миллиона крымчан, которые сделали свой выбор в пользу России, достойны такого проекта. И это уже не говоря о том, что Москве нужно превращать Крым в некий эталон развития, которому завидовали бы остальные регионы Украины. Завидовали, и хотели бы присоединиться.

В преддверии курортного сезона новый регион России, который в 2013 году посетили 6 млн. туристов, испытывает резкую нехватку транспортного сообщения со страной. Как же сегодня можно попасть на полуостров?

Морской путь

Скоростной пассажирский катамаран "Сочи-1", недавно совершивший первый пробный рейс от морвокзала Анапы в Керчь, рассчитан на перевозку 300 пассажиров. Он имеет панорамное остекление салона и оборудован кондиционерами. На борту также работает бар. По морю от Анапы до Керчи - 100 км, их он преодолевает за 2 часа. Как сообщили в администрации Анапы, вопрос цены билетов на поездку еще прорабатывается, но ориентировочно это будет около 1 тыс. рублей.

Главное преимущество морского сообщения - в его удобстве: чтобы попасть в Крым, не надо ехать на паромную переправу в порт Кавказ. Кстати, сейчас ее обеспечивают три судна - "Ейск", "Керченский-2" и "Николай Аксененко". Последний - вдвое мощнее своих "собратьев" и может за один рейс перевезти 260 пассажиров и 48 автомобилей. Паромы ходят круглосуточно каждые пол-часа. Сейчас билет для пассажира стоит 160 рублей, цена перевозки машины - 1600 рублей.

Недавно министр транспорта Максим Соколов заявил, что мощность переправы будет существенно увеличена: из Греции уже вышел дополнительный паром, производительность которого - 600 пассажиров и 169 автомобилей. Если этого не хватит, власти обещают зафрахтовать у греков еще одного такого гиганта. Кроме того, чтобы разгрузить порты Керчь и Кавказ, с 1 мая запущен грузовой паром между Феодоссией и Новороссийском, берущий на борт до 110 фур.

Во времена СССР в Крым по воде можно было добраться еще и из Ростова-на-Дону, откуда в Керчь ходило судно на подводных крыльях "Комета". Сейчас есть идея возобновить водное сообщение, но уже из Таганрога. Губернатор Ростовской области Василий Голубев предлагает пустить пассажирские суда до той же Керчи с заходом в порт Азова и даже обещает льготы бизнесменам, которые решат этим заняться.

Прямая дорога

Из Краснодара в Крым можно доехать и на автобусе. По маршруту Краснодар - Симферополь через паромную переправу рейсы отправляются через день, билеты стоят 1,2 тыс. рублей. В Севастополь - ежедневно два раза в сутки. Цена билета - 1,4 тыс. рублей. Каждый день отправляются автобусы и в Ялту. Цена билета -1,5 тыс. рублей. Дважды в день пассажиров доставляют из Краснодара в порт Кавказ, цена билета - 300 рублей.

Воздушный мост

Число рейсов из Москвы и Санкт-Петербурга в Симферополь увеличено в 3,5 раза, цена билета - от 7,5 тыс до 8,5 тыс руб. 27 апреля начались пассажирские авиаперелеты из Краснодара, а за день до этого - из Ростова-на-Дону. Полеты будут выполняться ежедневно на Airbus A319 с двумя классами обслуживания: бизнес-классом и экономическим. В среднем цена билета туда и обратно - от 6,5 тыс. рублей.

Скоростной пассажирский катамаран "Сочи-1": цена билета предполагается около 1 тыс. рублей. Фото:РИА Новости www.ria.ru

Самолетом добраться на полуостров гораздо быстрее, чем поездом, автобусом или автомобилем. Многие турфирмы на неопределенное время отменили автобусные туры в Крым из-за того, что часть маршрута проходит по территории Украины. Автопутешественники же могут потерять время на паромной переправе.

В Крым будут выполняться перелеты и из других российских городов по сниженным ценам. На программу субсидирования авиаперевозок в федеральном бюджете предусмотрено 700 млн. рублей. Всего в перечне Росавиации 16 городов. В соответствии с приказом перелет из Нижнего Новгорода и Самары в Симферополь обойдется в один конец в 2 тыс. рублей, из Казани - в 2,2 тыс, из Уфы и Кирова - 2,5 тыс, Архангельска, Челябинска, Екатеринбурга - 3 тыс, Тюмени - 3,4 тыс, Сургута - 4,2 тыс, Нижневартовска - 4,4 тыс, Новосибирска - 4,8 тыс, Томска и Кемерово - 5 тыс, Красноярска - 5,6 тыс, Иркутска - 6,8 тыс. рублей.

С начала апреля и по 31 мая включительно из Москвы в Крым только "Аэрофлот" будет выполнять до 4 ежедневных рейсов на самолетах большой вместимости Airbus А320/321. А с начала лета в авиакомпании обещают совершать в Симферополь по 8 ежедневных рейсов на Airbus А320/321.

"С мая в Крым у нас 14 рейсов в день. Это 96 рейсов в неделю, а с июня - уже летнее расписание, 14 полетов в сутки, а в неделю будет 136", - подсчитал министр транспорта Соколов.

Если же пассажирские рейсы станет принимать севастопольский аэропорт "Бельбек", созданный на основе военного, пассажирам станет еще удобнее.

На поезде

В зависимости от пункта назначения и места вашего проживания путь может быть до Симферополя, а может и до Севастополя, Керчи, Феодоссии и Евпатории, если вы из Москвы или Петербурга.

О железнодорожном сообщении пока информация противоречивая. Появились сообщения о том, что на железнодорожном вокзале билетов до Симферополя уже не продают, а поезд Ростов - Симферополь отменен.

Сейчас через Ростов-на-Дону ходит поезд Екатеринбург - Симферополь, а с 1 июня по летнему графику начнет курсировать пассажирский состав Ростов - Симферополь. Часть пути проходит по территории Украины. Строительство обходных путей пока в планах. Регулярность поездок будет зависеть от востребованности направления, - говорит помощник начальника Северо-Кавказского филиала Федеральной пассажирской компании Сергей Таяновский.

В конце апреля в РЖД соообщили, что железнодорожники РФ, Белоруссии и Украины согласовали летний график движения поездов в Крым через территорию Украины, который вступает в силу с 1 июня. Но в целом очевидно, что ситуация с железнодорожными перевозками в Крым будет оставаться неопределенной еще какое-то время. Это связано с тем, что поезда следуют через российско-украинскую границу, где украинская сторона ввела усиленный погранконтроль. Так что говорить о перспективах этого направления пока рано, эксперты советуют воспользоваться авиаперевозками, тем более, с учетом сниженных цен на билеты.

Единый билет

В продажу поступили и "единые билеты" на перевозку пассажиров в Крым из российских городов через Керченскую переправу. Пассажир, покупая билет в железнодорожной кассе, может одновременно к этому билету приобрести и талон на перевозку автобусом до Керченской переправы, билет на саму паромную переправу, а также билет далее непосредственно до места отдыха в Крыму.

Стратегический мост

Главным транспортным проектом организации постоянного сообщения между Россией и Крымом стало строительство моста в Керченском проливе. По подсчетам правительства, его реализация обойдется в 50 млрд. рублей. Если по мосту пройдет не только автотрасса, но и железная дорога, это увеличит расходы вдвое.

Создание такой масштабной конструкции займет около 3 лет, а ее протяженность составит от 4 до 6 км. Проект моста инженеры обещают подготовить к ноябрю. А на днях появились сообщения, что в строительстве туннеля либо моста через пролив примут участие китайцы, имеющие в этом деле немалый опыт: в КНР построен ряд мостов повышенной сложности, самый длинный из которых - 36 км. Соглашение, возможно, будет подписано во второй половине мая. Если через пролив перекинут мост, его стоимость составит 1,2 млрд. долларов, если туннель - 3 млрд. долларов.

Каково путешествие на полуостров по единому билету, проверяла корреспондент «ВП»

Честно сказать, когда наше правительство объявило о том, что билеты в ставший российским Крым будут дешевыми, верилось с трудом. Ну когда такое было, чтобы цены снижались? Разве только при Сталине. Но, оказывается, нет ничего невозможного, не только реки, но и цены можно повернуть вспять!

Знакомые рассказывают чудеса о том, как через авиакомпанию «Добролет» они за тысячу рублей прилетели в Крым, в Симферополь . «Ну ты, конечно, не ищи на сайте дешевые билеты — они давно на все лето распроданы, как и купе в поездах», — предупредила меня подруга, добрейшей, к слову, души человек.

Как же, думаю, мой коллега Максим Костин прекрасно долетел до Симферополя, с удовольствием провел неделю на крымских пляжах и вернулся обратно в Петербург всего за восемь тысяч ? А я чем хуже? Одно смущает: боюсь я этих самых самолетов, как Адриано Челентано высоты, поэтому предпочитаю ездить на поезде. Тем более, интересно проверить, как действуют эти единые билеты, про которые нам столько рассказывали.

Единый в действии

Итак, иду в железнодорожную кассу (единый можно заказать только там!), выстаиваю немалую очередь и прошу кассиршу оформить проездные документы на семью из трех человек. Девушка, услышав, что мне нужны три единых билета до Керчи, высунулась из окошка и нервно крикнула очереди: «Ну, вы попали! Я оформляю билеты в Крым «туда и обратно», так что не стойте, идите в другие кассы...».

Это выглядело очень смешно, но потом стало понятно, как она была права: возилась кассирша с нашими проездными документами около получаса, сводила все по времени, стыковала паром, автобус и поезд, учла даже то, что на переправе из-за непогоды можно задержаться, и в итоге выдала нам билеты... на три боковых места — хорошо в одном вагоне, потому что остальные — более комфортные — были проданы. Да, проехать в Крым поездом стало непросто — это вам не транзитные поезда через Украину, как раньше. Хотя они и сейчас, конечно, ходят, но возят только своих, которым не нужно оформлять специальное разрешение, а также российских детей до 16 лет, женщин и мужчин-пенсионеров — другим через жовто-блакитную путь закрыт.

Кассирша выписала нам билеты до Анапы, потом дала квиточек на автобус, который должен был довезти нас до порта «Кавказ». А дальше — паром и тот город, который тебе нужен: древний Пантикапей, он же Керчь. Или в Феодосию. Весь путь займет двое суток, а стоимость дороги выходит в пределах трех с половиной тысяч рублей.

Теперь о ценах поподробнее. Если билеты на поезд до Анапы (с таким же успехом можно было взять билет до Краснодара — тут каждый выбирает приемлемый для себя вариант) были в обычную цену, то стоимость единого на автобус — паром — автобус до, скажем, автовокзала Керчи поразила своей дешевизной: всего 150 целковых. До Симферополя, Ялты, Феодосии, Судака — 350 рублей. Самая дорогая дорога — из Анапы до Севастополя . В город русских моряков можно приехать за 430 рэ (из Краснодара дороже — за 830 рублей). Но все познается в сравнении. И когда ты узнаешь, что в порту «Кавказ» обычные билеты на паром стоят примерно столько же, сколько ты заплатил за автобус от Анапы плюс паром плюс автобус до Керчи, при этом не паришься в очереди за билетами, то всё встает на свои места. Ведь если ты едешь без единого и не хочешь стоять в очередях на автовокзале, то путь один: берешь такси до порта «Кавказ» за 700 рублей и снова бежишь в кассы — теперь уже за билетом на паром.

Одно плохо — не во всех поездах есть кондиционеры. «Простите, что у нас нет биотуалетов», — ни с того ни с сего стала извиняться проводница, когда мы вошли в вагон поезда, следующего до Анапы, что звучало как издевка, потому что ехать в жару без кондиционера — это невыносимый экстрим.

Еще раздражало то, что мы узнали о 30-процентных скидках на купе, когда уже доехали до Анапы. Простые подсчеты показывали, что наш плацкарт с учетом этих скидок стоил как купе. Народ, давно сориентировавшись, быстро разобрал эти билеты.

А у греков — сиеста

Дорога была быстрой и комфортной — часа два нам понадобилось, чтобы подъехать к порту. Из окна видно, что все поля, если не желтеют подсолнечником, то покрыты виноградниками. Судя по всему, вина в этом году будет много на радость всем и вся. По дороге стоят щиты с объявлениями: «Экскурсии на винзавод», «Продаются бараны...» Соседи в автобусе в основном с детьми — едут отдыхать «дикарями».

«Мы позвонили в один феодосийский санаторий и узнали, что путевка на одного человека стоит 50 тысяч рублей. Нам это не по карману, поэтому будем что-то подыскивать в частном секторе», — рассказывает Елена, мать двоих маленьких детей.

«А я еду в Евпаторию выяснять, можно ли приостановить сделку по продаже, — делится Ирина. — Мне сказали, что правовую помощь можно получить в отделениях «Единой России», которые расположены по всему полуострову».

Вот и порт «Кавказ», открытый за год до того, как один очень известный любитель кукурузы передал Крым Украине, то есть в 1953 году. Расположен на восточной стороне Керченского пролива, и от него до самой Керчи рукой подать — всего полчаса. Очередь на паром из легковушек — огромная. Водители нервничают: машины стоят по много часов, но иного пути нет. Ясно одно: переправа пока не очень справляется с нагрузками, поэтому готовится ее масштабная модернизация.

Перевозят пассажиров 4 парома, два из них греческие, два отечественные, можно добраться до берегов Тавриды и на катамаранах — из Анапы это займет всего три часа. Ничего не имею против наших братьев во Христе — православных греков, но, честно скажу, работать они не умеют. Вот мы все неурядицы на русскую лень списываем, но она — ничто по сравнению с греческой...

Приведу пример. Мы загрузились на паром «Ионас» и вначале были рады: эскалаторы, поднимавшие нас на верхнюю палубу, прекрасно справлялись с нагрузкой, существование буфета тоже впечатлило, опять же евроремонт, телевизоры на каждом шагу. Дорога — 30 минут, и мы уже предвкушали, что через пару часов пойдем на пляж и снимем дорожную усталость в море, но не тут-то было! Море взыграло, стало неспокойным, небо затянули тучи, объявили штормовое предупреждение, в итоге нам пришлось простаивать часа четыре, ведь этот их хваленый «Ионас» при ветре 15 метров в секунду уже не фурычит... К тому же буфет, как назло, не работал, негде было перекусить, пришлось экономить еду и воду, потом пронесся слух, что мы застрянем до вечера.

Однако, к всеобщей радости, погода быстро поменялась — выглянуло солнце, а на камнях бакланы выстроились в ряд, но... наши греки и не думали отчаливать. Оказывается, у них послеполуденный отдых начался, фиеста, значит. Народу много — из четырех автобусов, да тридцати легковушек, которые поместились внизу, еды и воды нет. Словом, пошла к грекам целая делегация на переговоры. Женщины кричали, что пока погода нормальная, срочно надо отправляться на тот берег, дети плакали, а иностранные матросы в этот момент... спали. «Какой еще отдых, — возмущался крепкого телосложения российский мужчина. — Если у вас до этого не было проблем, то они сейчас будут». Подействовало. Как и написанная от руки на обрывке бумаги жалоба, под которой подписались человек тридцать. Нельзя сказать, что греки, доселе делавшие вид, что не вполне владеют русским, наших людей не поняли. Поняли. И завели мотор.

Самые вежливые люди

И вот показался порт «Крым». Всюду русские и крымские флаги, в красно-белую полоску флаг Керчи, радостные лица: мол, Россия — наш дом... Мы заметили флаги даже в огородах — вот лучшее доказательство настроения крымчан.

Едем на автовокзал, высаживаемся. «Обязательно запишите телефон единой транспортной службы, — информирует нас водитель, — мало ли что случится». И точно. Этот телефон нам пригодился, когда мы собрались уезжать, — оказывается, нужно было отъезжать не от автовокзала, на который мы прибыли из Анапы, а от порта «Керчь» на улице Кирова.

«Мы вернулись домой» — фраза, которую приходилось слышать чуть ли на каждом шагу. И рассказы — кто и как голосовал. Все, даже девяностолетние старухи, шли на референдум — такой был общенациональный подъем. «Мы только боимся, что Порошенко захочет отвоевать Крым, ведь говорят наши старцы, что Черное море будет гореть огнем», — делится регент местной церкви Татьяна...

«Мы теперь мировая держава, и президент Путин нас в обиду не даст, — останавливает ее Валентина, инженер на пенсии. — Конечно, нам еще нужно пройти переходный период, но на Украину мы больше не вернемся».

Вообще к Путину — интерес здесь огромный. На местном рынке много футболок за триста рэ с портретами российского президента. «Вы видите надпись: «Самый вежливый из людей»? — показывает белую футболку продавец. — Это последняя, их уже не осталось». Есть и другие вещи с надписями: «Крымчане настолько суровы, что переехали в Россию со своим полуостровом». А еще в ходу «фишка» — изображать вместе с «вежливыми людьми» кошек.

Парень охотно рассказывает, что когда в Крым пришли «вежливые люди», взявшие на себя охрану граждан, у них были исключительно мирные намерения — они не произвели ни одного выстрела и подарили детям кошку.

Надо сказать, что поначалу крымчане опасались: не будут ли пляжи пустовать? Украинское телевидение вовсю смаковало кадры с пустым побережьем — видимо, чтобы порадовать своих граждан тем, что в Крыму без них плохо, ведь в последние годы именно украинцы составляли основной контингент отдыхающих. Права, никто не вспоминает, каким боком все это выходило полуострову — до недавнего времени в Коктебеле за толпами «нэзалэжных» туристов не был виден даже Дом-музей Максимилиана Волошина! Чтобы пройти к нему, надо было изрядно поработать локтями и напрячь зрение. Но напрасно украинское «телебачення» старалось — в июне, когда шли дожди и было относительно холодно (плюс 22 днем, плюс 18 ночью), народу действительно было немного. Но в июле, когда началась 30-градусная жара, отдыхающие валом повалили.

Это, конечно, сказалась на ценах — алкоголь подорожал на 50 рублей, некоторые продукты на 10 — 20 — 30 целковых. Так, бутылка сухого красного вина — массандровского каберне в конце июня стоила 100 рублей, а через неделю уже на 20 рублей больше. Такие же метаморфозы происходили и с другими массандровскими марками — с «Мускателем» (белым), «Кокуром» (столовым).

Сыры по двести-триста рублей за кг, колбасы — за триста — четыреста целковых. Но самое главное: фрукты — персики, черешня — по сто рублей. Вяленая рыба средней длины — около двухсот рублей за штуку.

Не буду дразнить воображение читателей, скажу только, что в ресторанах и кафе иной раз было выгоднее пообедать, чем готовить дома: запеченная в фольге рапана —150 рублей, пеленгас — 180 рублей, большая порция мидий, жаренных с луком, — 180 «деревянных»...

Грязи, солнце и вода…

Местных в ресторанах мало, впрочем, как и на море. «Как море?» — спросили у нас однажды керчане, так еще и не открывшие морской сезон. «Отличное, теплое, 22 градуса», — ответили мы и тут же поймали их удивленный взгляд: «А откуда вы приехали? Из Санкт—Петербурга? Тогда понятно, почему вам море теплым кажется...»

Ситуацию прояснила медсестра одной из грязелечебниц Валентина: «Мы ходим на пляж только тогда, когда вода 25 — 30 градусов и когда можно сидеть в море и веером обмахиваться».

Между тем, сами медицинские услуги в Крыму недорогие. Например, грязелечение. Процедура — нанесение грязи на ноги в виде черных «чулочков» — 250 рублей сеанс, поэтому от отдыхающих, пожелавших поправить здоровье грязями древнего озера Чокрак, расположенного недалеко от Керчи, отбоя нет.

С тех пор как Крым вернулся домой, возрос интерес и к недвижимости. Жители близлежащей Кубани первыми сориентировались и начали покупать квартиры, дома, участки. Недвижимость поднялась в цене. Еще перед Новым годом двухкомнатную квартиру общей площадью 45 кв. м на берегу моря, в районе местной «Рублевки» — Аршинцево, без евроремонта можно было приобрести за 25 тысяч долларов, а теперь она на 10 тысяч «зеленых» больше, и это не предел. Но желающих уже столь много, что сделки сейчас в Крыму приостановлены, агентства сворачивают работу до 2015 года, когда Крым полностью перейдет на российское законодательство.

Кстати, пенсии крымчанам тоже начнут индексировать по российскому законодательству с 2015 года. Пока пенсию им пересчитали автоматически, умножив на коэффициент 3,8.

Кроме того, получат социальные выплаты и те, кто по украинским законам их еще не должен получать, ведь пенсионный возраст в «нэзалэжной» был увеличен.

А пока народ наслаждается отдыхом, толпами взбирается на гору Митридат, откуда хорошо видны берега Тавриды, российские корабли, даже буровая платформа, которая исследует шельф в том месте, где будет строится мост между Крымом и Таманским полуостровом, фотографируется и радуется, что черноморский воздух, крымское солнце и вода — наши лучшие друзья навсегда.


По сведениям Курортно-информационного центра

добраться в Крым можно одним из предложенных ниже способов:

  1. 1. воспользовавшись авиасообщением
  2. 2. с помощью парома или на катамаране
  3. 3. по железной дороге
  4. 4. на автомобиле

Итак, рассмотрим подробнее каждый из способов передвижения.

Как добраться в Крым самолетом? Авиасообщение с Крымом в 2014.

В июне 2014 года авиасообщение налажено между Симферополем и 24 городами Российской Федерации. В планах, международный аэропорт "Симферополь" будет принимать гостей Крыма из 37 городов, в том числе из других стран, в частности Турции и Узбекистана. Сегодня более 20 авиакомпаний привлечены для полетов в Крым. В числе таких компаний можно назвать "Добролет", являющийся low cost авиакомпанией и дочерней структурой "Аэрофлота". Авиабилет Москва - Симферополь с "Добролетом" будет стоить от 1 тыс.рублей. Цены на рейсы по маршруту Москва - Симферополь - Москва, благодаря некоторым законодательным инициативам, на 20-30% ниже, чем рыночные. Ежедневно "Добролет" выполняет 4 рейса в Крымском направлении.

Кроме "Добролета" Росавиация заключила договоры на полеты по специальному тарифу, предусматривающему значительные скидки в стоимости билетов (субсидированные), с авиакомпаниями, осуществляющими полеты из 12 городов России.
Ниже представляем список городов, из которых летают самолеты в Симферополь (обратите внимание: не все авиакомпании предлагают субсидированные или лоу-кост тарифы):
* Архангельск
* Екатеринбург
* Иркутск
* Казань
* Калининград
* Кемерово
* Киров
* Красноярск
* Москва
* Нижневартовск
* Нижний Новгород
* Новосибирск
* Самара
* Санкт-Петербург
* Сургут
* Томск
* Тюмень
* Уфа
* Челябинск
Данный список может быть не полным, так как география полетов постоянно расширяется. Актуальную информацию для пассажиров Вы можете посмотреть на сайте Симферопольского аэропорта

Как добраться в Крым по воде? Водное сообщение с Крымом: паром или катамаран

Паромная переправа между портами "Кавказ" и "Крым" полностью переориентирована под пассажирские перевозки. Это решение позволило увеличить пропускную способность переправы. К сожалению, это не избавило нас навсегда от очередей, тем не менее, отсутствие грузовых автомобилей, существенно сократило ожидание посадки. 4 пассажирских парома: "Ейск", "Николай Аксененко", "Ионас" и "Керченский 2", каждые сутки совершают 20 оборотных рейсов. Если Вы едите автобусом, то для этого вида транспорта есть своя очередь. Автобусы, курсирующие по "мультимодальной системе", проезжают вне очереди.
Стоимость паромной переправы составляет:
1) для легковых автомобилей от 1200 рублей до 2,5 тыс.рублей, в зависимости от авто;
2) для пассажиров 162 рубля за каждого пассажира, включая водителя;
3) для детей до 6 лет билет стоит 2 рубля, для детей от 6 до 12 лет билет стоит 81 рубль, для детей старше 12 лет билет стоит 162 рубля.
Актуальную информацию об условиях и стоимости перевозки Вы можете посмотреть на официальном сайте перевозчика (ссылка откроется в новом окне).

Кроме уже действующей паромной переправы в Керчи, в июле будет запущен автомобильно-пассажирский паром по новому маршруту Новороссийск - Севастополь. Время в пути будет составлять примерно сутки. Однако, по мнению губернатора Севастополя, это все же лучше, чем стоять в очереди. Думаем, что это может быть оправдано, особенно, если Вы планируете отдых в городах, расположенных ближе к Севастополю.

Чтобы попасть на Крымский полуостров, Вы также можете воспользоваться скоростными катамаранами "Сочи-1" и "Сочи-2", которые с 1 июня курсируют из Анапы в Ялту с остановкой в Феодосии. Катамараны выполняют по одному рейсу в сутки.
Время и стоимость передвижения катамаранами смотрите ниже:
* Из порта Анапа катамаран выходит в 14.00 - в порт Феодосия прибывает в 17.15, а в 17.45 отправляется в Ялту - прибывает в порт Ялта в 20.45.
* На следующий день из порта Ялта катамаран выходит в 7.30 - в порт Феодосия прибывает в 10.30, а в 11.00 отправляется в Анапу - прибывает в порт Анапа в 14.15.

1) Стоимость билета Анапа - Ялта: для детей до 6 лет - бесплатно, для детей от 6 до 12 лет 1350 рублей, детям от 12 лет и взрослым 2700 рублей.
2) Стоимость билета Анапа - Феодосия: для детей до 6 лет - бесплатно, для детей от 6 до 12 лет 750 рублей, детям от 12 лет и взрослым 1500 рублей.
3) Стоимость билета Феодосия - Ялта: для детей до 6 лет - бесплатно, для детей от 6 до 12 лет 600 рублей, детям от 12 лет и взрослым 1200 рублей.
Актуальную информацию об условиях и стоимости перевозки Вы можете посмотреть (ссылка откроется в новом окне).

Как доехать в Крым на поезде?

В Крым можно попасть по-прежнему, воспользовавшись услугами железнодорожных перевозчиков. Поезда, курсировавшие по территории Украины, осуществляют движение по установленному графику, без изменений. Ежедневно в Крым из Украины прибывает около 20 поездов.

В августе в планах стоит запуск прямого маршрута Москва - Симферополь, который будет следовать через паромную переправу в Керчи. По предварительным данным билеты будут стоить от 2800 до 5200 рублей, а время в пути будет составлять около 45 часов.
Поезд будет укомплектован плацкартными вагонами, вагонами купе и спальным вагоном. Предположительно из Москвы поезд будет отправляться в 8 вечера, а прибывать в Симферополь в 5 вечера через сутки. Основными станциями, через которые будет пролегать маршрут, будут: Ростов-на-Дону, Рязань, Липецк, Воронеж.
Специалисты по железнодорожным пассажирским перевозкам считают, что данный маршрут будет таким же комфортным, как и маршрут, предлагаемый по "единому билету" ("мультимодальной" системе), информация о которой представлена ниже.

По "единому билету" Вы можете добраться в Крым и в частности города-курорты: Симферополь, Севастополь, Керчь, Феодосия, Судак, Ялта, Евпатория. Предлагаемая "мультимодальная" система объединяет в себе железнодорожный, морской и автомобильный виды транспорта. Приобретая "единый билет" в любой железнодорожной кассе, Вам всего лишь необходимо предоставить паспорт и оплатить услугу.
Актуальную информацию о местах продажи билетов, рассписании и пунктах отправки транспорта, Вы можете посмотреть (ссылка откроется в новом окне).

Автолюбители по-прежнему могут доехать в Крым на личном авто. Чтобы наслаждаться Черным морем, Вам потребуется: 1. Оформить "Грин карту" или "Осаго"; 2. Купить для автомобиля полис добровольного страхования в той комплектации, которую Вы посчитаете для себя оптимальной. И, вперед!
В зависимости от того, с какой стороны Вы планируете въезжать на полуостров, таким способом передвижения Вы и воспользуетесь. Если будете ехать в Крым из Украины, можете выбрать: въехать на полуостров через Армянск (Красноперекопский район) или через Чонгар (Генический район Херсонской области). Проходите таможенный контроль. Далее по выбранному Вами маршруту к месту отдыха. Карты, навигатор и GPS-координаты Вам в помощь:) Если же Вы будете ехать в Крым из России, без заезда на территорию Украины, тогда паромное сообщение - именно то, что Вам подойдет в дополнение к картам и навигатору. О способе путешествия паромом, мы уже написали выше. В любом случае, будьте готовы, возможно Вам придется постоять в очереди. Но ведь Вы хотите к морю? Тогда с улыбкой в Крым, не смотря ни на что!

Что же, теперь Вы знаете не один способ как добраться в Крым, а значит с легкостью сможете приехать и на отдых в Поповку, и к нам, на виллу "Ковчег". Подробнее о том, как из Евпатории, Симферополя или другого города, добраться в Поповку, читайте .

Желаем Вам приятного путешествия и ждем на отдых в Крыму!